БОЛЬШИЕ ПОЭТЫ ПИШУТ ТОЛЬКО ПРОСВЕЩЕННЫМ СЕРДЦЕМ
В этом году волгоградскому клубу творческой интеллигенции «Парнас» исполняется
15 лет.
В нем находят пристанище демиурги всех мастей: художники проводят выставки, поэты
читают стихи, постоянно проводятся презентации книг, творческие вечера, на которые
заглядывают такие известные люди, как Петр Зайченко (он в представлении не нуждается),
сладкоголосые лиры Лариса Асеева и Наталья Семенова (имена этих певиц известны
на всю Россию). На собрания клуба приходит очень много талантливой молодежи –
с нею ведется непрестанная работа, «посевная».
У «Парнаса» есть свой печатный орган – одноименная газета, на страницах которой
печатаются новости, связанные с культурной жизнью региона. Руководит работой клуба
удивительный человек – известная волгоградская поэтесса, член Союза писателей
России Елизавета Иванникова. С ней мы решили встретиться и побеседовать на «интеллигентную»
тему.
– Кто, на ваш взгляд, вписывается в рамки понятия «творческая интеллигенция»?
– У нас в стране существует такой штамп – «творческая интеллигенция». Он достаточно
активно культивировался в советское время. Насколько он оправдан – судить трудно.
Тем более мы все живем в плену каких-то стереотипов. Это понятие достаточно обобщенное
и собирательное: оно объединяет разных мастеров, работающих в разных плоскостях,
– художников, поэтов, писателей. Творческая личность сама по себе прежде всего
оригинальна, самобытна, самоценна, работает всегда самостоятельно и поэтому никаким
обобщениям не поддается. И поэтому мы принимаем этот термин с оговорками.
– Интеллигентность – качество врожденное или приобретенное?
– Бывает по-разному. Если человек родился в семье, где уделяется большое внимание
духовному развитию личности, то правомерно говорить о врожденной интеллигентности.
И вовсе не обязательно, чтобы семья состояла из творческих людей – есть много
простых, нетворческих семей, которые могут похвастаться высокой организацией духовного
воспитания и здоровой интеллигентной «погодой в доме». Какие в них вырастают светлые
души! Интеллигентность можно и приобрести – если постоянно над собой работать,
развиваться, читать книги, не зацикливаться на материальном мире… Мне намного
ближе понятие «духовность».
– Мне кажется, что в слове «интеллигентность» есть некий заметный элемент наигранности.
Например, человек, соблюдая правила этикета, руководствуется не своими искренними
духовными порывами, а тем, что «так положено».
– Конечно! Слово «интеллигенция» – такой же советский штамп, очень многогранное
понятие. Им обозначались представители творческих профессий – врачи, ученые, писатели,
которые не работали на заводах. И само понятие «интеллигентность» определяло не
уровень духовного и умственного развития, а определенный социальный статус. Духовность
– более содержательная категория. И именно ей следует определять интеллектуальный
и качественный статус человека.
– Давайте поговорим о духовности. Маркиз де Сад, Лотреамон, Бодлер были образованными
и интеллигентными людьми, но писали очень мрачные бездуховные произведения. Каждая
ли творческая единица может считаться «духовной»?
– Ни в коем случае… Очень много светлых голов погрязает в болоте богемной жизни.
Почему это происходит? Духовные люди проходят своеобразное испытание наслаждениями.
Их много, устоять трудно. Через преодоление греховных помыслов и происходит духовное
очищение. Если человек поддается искушению, он рано или поздно теряется. Это отражается
и на качестве творческого процесса – от него убывает энергия, он работает на знак
«минус». Любой талант – божий дар. Но он не бесконечен. С распутной жизнью есть
риск растратить его очень быстро. Поэтому личности сатанинского склада ни в коем
случае не могут являться творцами – они разрушители. Они могут создавать картины,
писать стихи, прозу. Но все антидуховное не имеет отношения к творчеству априори.
А творчество – это прежде всего созидание.
– Хорошо, а как же быть с бабником Пушкиным и жестокосердым помещиком Фетом?
Они были далеко не святыми, но создавали удивительные шедевры.
– Мой вам совет: не верьте тому, что говорят про творческих людей! Обратимся к
Пушкину – сколько он много хороших произведений написал. Это же плод очень упорной
духовной работы. Но почему-то люди, вместо того чтобы наслаждаться хорошей поэзией,
с гораздо большим удовольствием перемывают косточки творцам, акцентируя внимание
на подробностях их интимной богемной жизни. Во-первых, мне кажется, что слухи
о распутстве классиков преувеличены – надо же как-то обычным людям развлекаться,
ниспровергать признанные авторитеты. И этот пласт слухов, шлейф грязи, который
тянется за творцами уже долгое время. Конечно, писатели – такие же люди, они не
ангелы. Как говорил Христос, «кто безгрешен, пусть первый бросит в меня камень».
Человеческая природа греховна изначально. И к образу и подобию Божьему мы можем
приблизиться только при условии борьбы со своими греховными помыслами. Творчество
– один из самых тернистых путей преодоления и самоочищения. Но это есть один из
немногих путей к спасению. И, во-вторых, личная жизнь творца (как и любого человека)
никого вообще волновать не должна – на то она и личная жизнь. Верьте только тому,
что написано: большие поэты пишут только просвещенным сердцем! Хорошая поэзия
не может создаваться людьми порочными. Чтобы подобрать по-настоящему хорошие слова,
нужна высокая духовная организация. Вдохновение – высочайший акт, который дается
лишь в результате очень тяжелой духовной работы.
– Почему же обычные люди не любят «интеллигенцию»? Ведь в России всегда их
травили – обыватели презрительно называли «очкариками», «ботаниками», «шляпами»...
– Нетворческие люди – люди другого измерения, другого общественного состояния.
У них свои приоритеты, свои понятия о жизненных ценностях. Одно дело, если ты
вкалываешь на заводе от восьми до восьми. А творческий человек (во времена СССР)
вставал, когда хотел, получал за свой труд приличное вознаграждение, вел праздный
образ жизни – и при этом везде его чествовали. Работа врачей и ученых тоже была
«на голову выше», чем простой физический труд. Отсюда и зависть пролетариата к
«белоручкам». Еще одной ее причиной являлась так называемая «грамотность». Тяга
к интеллектуальной жизни всегда существовала в народе. И простые рабочие считали,
что высшее образование – дело нужное, им хотелось, чтобы их чада «выбились в люди»
и стали теми же «шляпами» и «очкариками»! Сейчас такой сильной конфронтации нет,
и слава Богу.
Александр Паршиков
Опубликовано: 2008-10-01
|