Как я полюбила дымовые шашки
Бледный луч срезал плоскости дыма, выписывая в пространстве полусферы; золотые,
аквамариновые, зеленые световые поля создавали одну за другой неземные авроры,
поднимали к лицу полы, потолки и пространства иллюзорных призм или их обрывков,
напоминающих небесные дороги, маковые просторы, пока под томление буйствующих
лучей не появились черным барельефом в дымчатом сиянии руки, танцующие полуобразы-полусимволы
на изменяющемся полотне...
Потом женская фигура появилась полностью. Свет уже захватывал передние ряды кресел
крохотного зала Волгоградского областного «КиноВидеоЦентра», где я сидела, получив
свои 10 секунд восторга на световом спектакле «День художника», организованного
творческим сообществом «Plastic Theater Studio».
Софья Карпенко, чья пластика солировала в этом представлении, сказала потом, что
«чувствовала зал сегодня. Сегодня у зала было желание узнать, что дальше».
Степан Николишин, художественный руководитель театра и человек, сидевший за пультом
создававшего световые потоки проектора, рассказывает о концепции спектакля: «Это
три секунды из жизни Большого человека, растянутые во времени. Что вы почувствовали
во время спектакля? Вот и концепция». Группа посвятила это представление всем
тем людям, которые оказывали и оказывают поддержку театру.
Световой спектакль – третье звено в ряду объединенных общей идеологией проектов
группы «Plastic Theater Studio». Вторым стал «Rhythm session». Как рассказал Степан
Николишин, задача сейшена в том, чтобы «художники Волгограда имели какую-то песочницу,
где они могли бы встречаться и не спорить о том, чье искусство лучше, а вообще
не разговаривать – просто творить». На ежесубботних встречах путем чистейшей коллективной
импровизации как на привычных, так и на более «урбанистических» инструментах типа
баклажек, банок и ржавого железа появляется интуитивная мелодия, которую подхватывают
все – кто исполнением, кто голосом, кто рисунком, кто танцем: «Где-то получается
коряво, где-то рождается удивительная музыка». Степан уточняет:
– Огромную важность имеет то, что мы не говорим – слова запутывают, уводят от
первоначального смысла, а тут мы можем услышать друг друга через тот вид искусства,
который мы представляем.
Основным остается первый проект – собственно пластический театр, «Plastic Theater
Studio», в котором обучают как актерскому мастерству и клоунаде, так и акробатике
и кукловождению, сценической речи, причем к слову применяется тот же принцип сценической
свободы, что и к движению. Как пояснили в самой студии, «задача этого проекта
– сформировать будущую труппу театра». До недавнего времени она состояла только
из Степана Николишина и Валерия Кима, его ученика и директора проекта, который,
по словам Степана, «добывает «мясо» для спектаклей», т. е. занимается организаторством.
Потом к группе присоединилась Софья Карпенко. Трех человек, естественно, недостаточно.
Так что студия, поясняет Степан, это «слияние многих техник на основе систем моих
учителей, и благодаря этой новой мною выведенной системе мы приводим ребят к тому,
что по окончании двух лет учебы с отличниками заключается контракт на работу в
театре».
Если же говорить о творческой концепции театра, то ее можно определить как модерн-балет,
импровизацию, которая рождается прямо на глазах у зрителей. Театроведы и критики
окрестили это постмодернизмом, учитель Степана Николишина – Евгений Брим, работающий
сейчас в Лас-Вегасе клоун-мим, сказал так: «Назовут это гораздо позже».
Сергей Николишин рассказал, как начал профессионально заниматься театром в 16
лет в Узбекистане, как два раза уходил («штампованность искусства, театр отталкивали
меня»), а в начале 90-х увидел световой спектакль «Фауст» и сказал: «Это театр
будущего». Его осекли, сказав, что театр будущего – это театр человека. С этого
началось его учение...
Если у вас появились вопросы, заходите на сайт творческого сообщества www.pl-th-st.org.ru.
Лилия ЯППАРОВА
Опубликовано: 2008-10-01
|