Кафедры – балласт в образовании или творцы научного прогресса?!
Серьезным недостатком в подготовке инженеров является разрыв между наукой
и практикой, вузами и заводами. Дошло до того, что заводы не допускают студентов
даже на преддипломную практику!
Учеба и завод
Если студент ни разу не видел заводского цеха, какой, спрашивается, из него
выходит инженер?! Не это ли является причиной того, что бытовая и транспортная
техника тех же Германии и Японии, побежденных нами в войну стран, заполнили
наши магазины и дороги?!
И ведь что досадно: как выясняется, творцы зарубежной техники получают образование,
используя наш же довоенный опыт. В частности, систему великого педагога А.С.
Макаренко и теснейшую связь высшей технической школы с заводами. Например, в
Германии с 60-х годов организована и действует лаборатория по изучению системы
Макаренко, основанной на органической связи учебного процесса и трудовой общественно
полезной деятельности. Развивая эту систему, немцы придают первостепенное значение
отбору школьников, склонных к занятиям техническим творчеством, и ни репетиторство,
ни взятки, ни блат совершенно не допускаются.
Большая часть молодежи поступает в профессиональные училища, и лишь 20% идут
дальше во ВТУЗ. Дипломный проект студент защищает обязательно реальный, ценится
прежде всего внедренное студентом рацпредложение и меньше всего – бумага.
Придумал, пусть небольшое, усовершенствование технологии или конструкции – получай
диплом, если твое предложение реализуется на производстве. То же самое с диссертациями,
их не так много, как у нас, но выдается диплом кандидата только за реальную,
полезную работу, дающую экономический эффект. Дипломы для галочек, для корочек
исключаются полностью! Впустую денег на оформление сотен листов бумаги немцы
не тратят.
Мы тоже можем!
Отрадно отметить, что кафедра САПР (системы автоматизированного проектирования)
Волгоградского государственного технического университета, которой руководит
профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Валерий
Камаев, следуя традициям русской и советской школы, успешно организует научно-техническую
деятельность, самым тесным образом связанную с производством. Именно поэтому
Валерию Анатольевичу Камаеву было поручено возглавить областное правление Научно-технического
общества (НТО СССР). По его же рекомендации было создано областное правление
научно-технического общества молодежи, которое возглавил автор. Это позволило
организовать поиск талантливых школьников, конструирующих различные модели и
выставлявших их на городских, областных конкурсах и выставках в техническом
университете.
Известно, что большая часть людей стремятся браться за то, что могут. Другая,
меньшая часть, берутся за то, что НУЖНО. Именно по этому принципу трудится коллектив
кафедры САПР. Еще два с лишним десятка лет назад Валерий Камаев, как ученый
техуниверситета, а инженер Ю.Ф. Коровин, как специалист и практик НИИ технологии
машиностроения, выяснили, что наиболее серьезной, важной и самой отсталой проблемой
в нашей промышленности является низкое качество литья. Ведь доля литых заготовок
в машиностроении (железнодорожный транспорт, тракторы, автомобили) составляет
40–70%. Брак же доходит до 30%!
Для решения проблемы был сформирован творческий коллектив из ученых ВолГУ и
ВолгГТУ с привлечением студентов. Руководители понимали, что решение серьезнейшей
проблемы в короткие сроки осуществить невозможно. Так оно и случилось. Студенты
вместе с преподавателями изучали техническую литературу, учились писать научные
труды. Другая группа, во главе с инженером-практиком Ю.Ф. Вороновым, работала
в НИИ, изучала на предприятиях причины формирования брака. Первые кандидатские
диссертации прошли с теоретическим уклоном, с накоплением опыта практических
анализов брака на заводах. В последующих кандидатских и докторских диссертациях
ученые начали выдвигать предложения по ликвидации брака, организовывать консультации
на предприятиях. Кандидат технических наук Ю. Воронин стал регулярно выставлять
свои разработки на выставках. Не раз приходилось видеть во Дворце спорта на
выставках, как его окружали специалисты заводов, чтобы получить консультации
по уменьшению брака.
Студенты и аспиранты взялись за подготовку кандидатских диссертаций под руководством
Ю.Ф. Воронина и завкафедрой В.А. Камаева. И вот в сентябре были успешно защищены
две кандидатские и докторская (самого Юрия Воронина) диссертации, которые принесли
более 40 миллионов рублей экономии за счет снижения брака на ряде предприятий
– благодаря передаче разработок ученых кафедры десятку заводов России.
Научные разработки кафедры, в виде книг и монографий запрашивают все новые литейные
заводы. В конечном итоге экономится больше металла, отливки стали выходить более
высокого качества, машины становятся конкурентоспособными. Ни одна кафедра ни
одного вуза не получила такого высокого авторитета среди литейных заводов России,
как кафедра САПР Волгоградского технического университета! Потому что знания
тут дают самые что ни на есть практического свойства, кандидатские и докторские,
созданные на кафедре САПР, находят применение в производстве.
Неплохо бы всем позаимствовать опыт кафедры САПР.
Олег КУЛИКОВ
Опубликовано: 2008-10-01
|