Третий лишний отменяется!
В школы приходят специалисты по медиации
На конфликтах можно учиться. Такой вывод можно сделать, послушав мнения участников
«круглого стола» в комитете по образованию: его устроили для волгоградских педагогов,
чтобы найти пути решения трудных ситуаций в школе.
Приехавшие из Москвы гости из научно-методического центра медиации и права предложили
новый подход к рассмотрению споров – медиацию. Впрочем, многие присутствующие
уже были с ним знакомы – многие учителя уже в начале встречи говорили о достигнутых
ими успехах.
Медиация – решение спора с помощью третьего человека. Для примера можно привести
историю: два человека хотят получить один апельсин. Нужно узнать, зачем он им
нужен. Один хочет получить мякоть, а другой кожуру. Таким образом, решение найдено,
и оно устраивает каждого. При этом цель, причина спора определяется самостоятельно,
никто – ни медиатор, ни оппонент – не может повлиять на них. Как добиться положительного
результата, если будут решать за тебя?
Хотя медиация зародилась в западных странах, оказывается, в России с ней были
знакомы давно: еще в 19 веке купцы, не желающие очернять свое имя разбирательствами,
выбирали себе посредника, который на основании торговых обычаев решал проблемы.
Школьники сами выбирают, заниматься ли медиацией – на дополнительных уроках после
основных занятий. В дальнейшем старшеклассники могут сами стать медиаторами и
помогать другим. На занятиях будут учить, как вести себя при конфликте, не отвечать
агрессией на критику, а попробовать понять собеседника. Можно также будет узнать
что-нибудь о себе, об окружающих, научиться принимать мир таким, каков он есть.
«В школе решили устроить поход. Естественно, что учителя и родители, выбравшись
в лес вместе с детьми, все три дня не спали и ужасно вымотались. Когда собирали
вещи в обратный путь, учительница попросила одну из девочек взять палатку.
– Почему я? – спросила школьница.
– Потому что мы потратили с вами целые выходные! – возмутилась учительница.
– Мы тоже, – сказала девочка.
И ее ответ, не злой, типа «кто вас просил», является словами медиатора», – рассказывали
на «круглом столе».
Школьная медиация – одно из направлений развития этого метода, призванное оказать
помощь преподавателям, школьникам и их родителям, разрешить возникшие конфликты
и свободно ориентироваться в школьной среде. Как это делается? Медиатор помогает
спорящим людям общаться через него, узнает, что хотел бы сказать человек, как
он видит возникшую ситуацию и излагает это мнение оппоненту. Условия у спорщиков
одинаковые: время, отношения – все одинаково для каждого.
«Это возможность конструктивно пообщаться спорящим сторонам между собой и вместе
найти выход. Даже не компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки, а консенсус:
найденный путь полностью устраивает обе стороны и каждый в результате получает
то, что ему нужно. Почему исполнение судебных решений крайне мало, всего около
50 процентов? Потому что многие люди считают вынесенное решение несправедливым
и просто отказываются его выполнять! Медиация основана на полностью добровольном
согласии, желании сторон к сотрудничеству. Это не терапия, когда психолог узнает
корни, причины проблемы, здесь не навязывается помощь в принятии решения, никто
не давит на тебя, и можно самому найти выход», – поделился с нами Андрей Бушев,
представитель московского Центра медиации и права.
Наталья Снегирева из центра социально-психологической службы Краснооктябрьского
района, уже применяла медиацию на практике: «Конфликты в школе бывают самые разные:
это и отношение сверстников к внешнему виду ребенка, и особенности поведения,
и непонимание. Медиация учит детей слушать друг друга, меняется образ их мышления
– проблема больше не кажется неразрешимой. Дети становятся взрослее, ведь, решая
конфликты, общаясь между собой, мы многому учимся! Медиация позволяет расставить
все по местам, принять и понять самого себя, окружающих людей. Ведь непонимание
– это очень плохо, особенно для подростка, который только определяет свое место
в мире, которому, как воздух, нужна поддержка! Когда только просто предлагаешь
свою помощь, дети радуются и понимают, что их мнение важно и нужно. А это большой
плюс!»
У Дейла Карнеги есть термин «пилить опилки», постоянно мысленно возвращаться к
произошедшей в прошлом ситуации. Но надо жить, решать разногласия здесь и сейчас!
Если программа работает, если дети торопятся не во двор, а на занятия, если
решают конфликты не «разборками» после уроков, а спокойным разговором, то она
нужна! Мы живем в цивилизованном обществе, и, думаю, и каждый знает, что мир лучше
войны! А значит, нужно искать такой выход из спора, при котором люди остались
бы в хороших отношениях и поняли бы друг друга. Как говорится, «давайте жить дружно!»
Дина УСКОВА
Опубликовано: 2008-10-01
|