Учитель – служитель Детства
Уважаемые коллеги!
Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником – Международным
днем учителя! День учителя – это праздник, связанный с глубокой благодарностью
учителю, его благородному труду. Быть учителем – это великая ответственность,
требующая самоотдачи, мастерства, творчества, поиска новых идей, любви к детям.
Волгоградские учителя активно участвуют в процессе модернизации образования, ведут
инновационную деятельность по внедрению образовательных, воспитательных и управленческих
технологий. Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Образование».
Поддержка конкретных инициатив педагогов и инновационных образовательных учреждений,
талантливой молодежи, информатизация образовательных учреждений – все это и многое
другое способствует повышению статуса педагога, авторитета и престижа профессии
учителя.
Уважаемые коллеги! Ваш труд, как ниникакой другой, формирует и развивает Личность.
Именно вы приводите детей к их первым победам, помогаете им стать уверенными,
успешными гражданами нашей страны! Судьба будущего поколения россиян напрямую
зависит от вашего профессионализма, ответственного исполнения гражданского и общественного
долга.
Желаю всем вам творческих свершений, душевного тепла и благополучия, благодарных,
талантливых учеников!
Заместитель главы Администрации Волгоградской области – В.Н. Беспалов
Педагог, который видит детей изнутри
Есть такие педагоги, про которых говорят «учитель от Бога». И сегодня я
расскажу о таком. Знакомьтесь: Зоя Григорьевна Шалгина, преподаватель лицея
№ 1, в прошедшем мае ей исполнилось 75 лет. И это не единственный юбилей Зои
Григорьевны: в нынешнем же году исполняется 50 лет с того момента, как она молодым
специалистом перешагнула порог школы, а 15 лет она отдала этому лицею.
Родилась девочка Зоя на Алтае – туда ее родители были отправлены во время коллективизации.
Она воспитывалась в окружении четверых братьев и двух сестер, помогала родителям,
которые трудились в колхозе, в конце 30-х годов Зоя пошла в школу, а когда ей
исполнилось восемь, то началась война...
Отец отправился на фронт, за ним – один из братьев, который потом не вернулся…
И хотя семья Зоеньки жила в глубоком тылу, приходилось очень тяжело. Выходили
на поля, чтобы собрать колоски, – другой еды почти не было, дети сами кололи
дрова, чтобы отапливать школу, а уроки вели вчерашние старшеклассники.
Тогда же девушка Зоя решила, что станет учителем, и после окончания войны сначала
окончила педагогическое училище, затем – Барнаульский педагогический институт.
По распределению Зоя Григорьевна попала в маленькое алтайское село, где работала
учителем начальных классов и по совместительству учителем истории. Выбрала она
такую специализацию тоже неслучайно.
– Я люблю свою страну, – гордо говорит Зоя Григорьевна. – Я была и остаюсь патриотом
и хочу, чтобы дети знали историю Родины, ее успехи и провалы, а значит, у них
было бы больше оснований понимать и принимать свою страну, строить и укреплять
ее.
Проработав до 70-х годов в Барнауле учителем и завучем школы, Зоя Шалгина вместе
с мужем, учителем физики, переехала в Волгоград. Здесь она работала заместителем
директора по воспитательной работе школы № 55, директором школы № 118, завучем
школы № 75, и, наконец, в 1993 году она стала заместителем директора инженерно-технического
лицея № 1. Там же, в лицее, она трудится и сегодня, но уже простым методистом
– здоровье подводит!
На уроках Зои Григорьевны всегда интересно. Она подкрепляет многие параграфы
учебника рассказами из собственной жизни или прочитанных книг, увлекает ребят
исследовательской работой, учит анализировать исторические документы... Еще
одна задача, которую этот педагог успешно решает со своими учениками, – Зоя
Григорьевны воспитывает в своих питомцах лидерские качества. Например, на ее
уроках истории ребята учатся работать в группах и объективно оценивать свои
знания и знания одноклассников. Интересно, как же ей удается удерживать внимание
непоседливого класса?
– Главное для учителя – это научиться видеть детей изнутри, смотря им в глаза,
пропитаться их внутренним миром. И контакт поддерживается именно через них!
Никогда не задумывалась, как педагоги через много лет вспоминают, узнают своих
учеников... Они на всю жизнь запоминают глаза, которые внимательно изучали их
каждый урок!
За высокий профессионализм Зоя Григорьевна Шалгина удостоена звания «Мастер
педагогического труда», награждена почетной грамотой Министерства просвещения
РФ, медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», знаком «Отличник народного
просвещения», у нее более двадцати благодарственных писем, наградных листов,
почетных грамот и дипломов. В 2000 году Шалгиной Зое Григорьевне было присвоено
звание «Почетный житель Красноармейского района», а в 2005 году она вошла в
книгу «Лучшие женщины Поволжья».
К сожалению, количество квалифицированных педагогов с каждым годом сокращается.
На сегодня в нашем регионе18403 учителя (в 2006–2007 гг. – 19224), из них с
высшим образованием 14866 человек (81%). Классное руководство осуществляют 13347
учителей, при этом в сельской местности – 5513, в городе – 7734 человека. Самая
острая нехватка в школах – учителей географии, истории и иностранных языков.
Учителя считают самым сложным в профессии:
* 64% – конфликтные отношения с «трудными» учащимися
* 51% – конфликтные отношения с родителями школьников
* 49% – конфликты с администрацией школы
Учитель – исчезающий вид?
Говорить о распространенности профессии учителя едва ли можно в нашей стране.
В Волгограде – в том числе. Педагогический университет с обязанностями по выпуску
специалистов справляется, но мало кто из получивших диплом идет работать в школы.
Почему? На самом деле работать учителем сложно не только из-за постоянного поиска
ключа к детским душам. Психоэмоциональная нагрузка не может не сказываться на
здоровье. И что мы имеем?
Заболевания, связанные с учебной деятельностью
* 95% учителей имеют заболевания нервно-психической природы
* 30% беспокоят заболевания сердечно-сосудистой системы
* 26% страдают заболеваниями костно-мышечной системы
* 21% указывают проблемы со зрением
* 20% часто болеют лор-заболеваниями
* 15% испытывают отклонения и болезни пищеварительной системы
Чаще всего педагоги страдают от мигреней и депрессий (парадокс при работе с
детьми). Еще достаточно часто в холодное время года случаются переломы по пути
на работу. Это прямо какое-то массовое явление. Среди учителей нет ни одного
абсолютно здорового человека после 10 лет педагогической деятельности!
Не учениками едиными школа славится…
И не учителями только. Одно из главнейших условий жизни хорошей школы –
содружество с родителями, их желание приходить в школу, желание помогать. А
помощь нужна всегда. И мы не без оснований считаем волгоградскую «Ор авнер»
хорошей школой …
Стоя под палящим солнцем 1 сентября на линейке, хотелось в прохладу, под кондиционер…
А выходя 5 сентября из маршрутки, хотелось укрыться от пронизывающего ветра
и присесть где-нибудь под обогревателем. Вы скажете, невозможно исполнить несовместимые
желания? Возможно. Случилось доброе осеннее чудо: папа Якубовых Макса и Эстер
– учеников нашей школы, Вадим Ягдонович подарил 9-му классу сплит-систему «холод-тепло».
Это очень нужный, замечательный подарок.
Для того чтобы качественно учиться (а 9-й класс в этом году готовится сдавать
экзамены на аттестат!), у детей были школа, учителя, учебники. А теперь у них
в классе и климат регулировать можно! Вот если бы все родители так заботились
об условиях пребывания детей в школе! Тогда бы у нас и асфальта прибавилось,
и цветники бы раскинулись по всей территории, и… Ладно, будет мечтать дальше.
А сегодня – мы еще раз говорим спасибо заботливому папе Вадиму Якубову!
Анастасия Полякова, Елена НИКИТИНА
Опубликовано: 2008-10-01
|