Неформалы no pasaran?
...Как-то индеанист Лесной Дождь (он же Виктор Белецкий) пытался создать
у нас аналог тематического индейского лагеря «Говорящая вода» в Башкирии, куда
каждое лето приезжал работать вожатым. Идея потерпела неудачу. Но отчего?
Почему частные инициативы именно неформальной молодежи зачастую терпят крах?
– За образец я брал программу «Говорящей воды». Было выбрано место – в Ольховском
районе, на Арчединских песках. Лесничие были нам рады – «в обмен» мы бы присматривали
за лесом, чистили валежник, убирали сухостой – главные источники лесного пожара.
Цели не оригинальны: бережное отношение к природе, физическое развитие, общение
со сверстниками. В случае государственной поддержки 20–30% путевок получали
бы дети из детдомов и малообеспеченных семей. Лошадей я мог бы купить на свои
деньги. Более того: был вариант привезти их в Волгоград бесплатно – с уфимского
конезавода на Кавказ часто ездит коневозка. Наша станция юных натуралистов готова
была выделить нам помещение под конюшню. Словом, я дважды переписывал план,
урезая статьи расходов и зарплаты персонала, но шанцевый инструмент, провизию,
транспортные затраты убрать никак было нельзя. Вообще же сложилось мнение, что
власти неохотно нам идут навстречу, – рассказывает Виктор Белецкий – Лесной
Дождь.
– На мой взгляд, такие лагеря нужны. Навыки выживания в экстремальных условиях
актуальны, и если для кого-то это первая ступень к армии или спецподразделениям,
то для кого-то «индейское» мировоззрение становится философией жизни. Мне кажется,
причина в том, что при поддержке неформальных инициатив молодежи власти сталкиваются
с рядом проблем, – поясняет ведущий специалист отдела по молодежной политике,
культуре и общественным связям администрации Центрального района Волгограда
Ольга Мещерякова. – Хотя я постоянно подчеркиваю: эти субкультуры тем и хороши,
что они – разные, оригинальные и не просят денег лично для себя. Виктор Белецкий
просил эти средства не для себя лично, а на организацию лагеря.
Стеклянные стены
Попробуем разобраться, почему к идеям неформалов (ролевикам, индеанистам, рокерам
и т. д.) часто относятся как к чему-то необязательному.
Заместитель председателя Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской
области Татьяна Сеидова пояснила:
– Неформальные объединения, если они позитивного толка, важны, поскольку объединяют
молодежь по интересам, предоставляют возможность для творческой, образовательной,
социальной самореализации. Но, к сожалению, механизм прямой финансовой поддержки
таких объединений отсутствует. Конкурсы на поддержку проектов общественных объединений
объявляются для объединений, зарегистрированных в органах юстиции. Это регламентируется
Законом Волгоградской области «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений в Волгоградской области». Государственная регистрация
– дело ответственное, да и, регистрируясь, объединение утратит статус неформального,
который согревает молодым людям душу.
Следующий момент – особенность работы с бюджетными деньгами. Человек ценит деньги
тогда, когда сам начинает их зарабатывать, и то не всегда. Отношение же к «даденным»
деньгам более легковесно. Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда общественные
объединения неправильно расходуют бюджетные деньги. Последствия очень неприятны
– вплоть до подсудного дела. Что мы можем сделать в ответ на такое отношение?
Разве что исключить из реестра организаций, с которыми мы работаем. Как заметил
руководитель одной из организаций, которую мы исключили из списка, – нам проще
работать со спонсорами, нежели работать с бюджетными деньгами и вести строгую
отчетность. Неформальные люди порой неформально относятся и к своим обязательствам.
Увлечение накладывает отпечаток на их психологию, свою лепту вносят и психовозрастные
особенности. Кроме этого, проект индейского лагеря (о котором идет речь) – с
лошадьми, амуницией и проч. – в сотни тысяч рублей просто физически не потянул
бы наш бюджет. Поймите, если бы было можно, я бы всех обняла и всем помогла,
но как госструктура мы должны руководствоваться существующим законодательством.
Выход один – интегрировать свои проекты в деятельность общественных объединений,
имеющих право на государственную поддержку в соответствии с законом.
– Конкурсы на получение грантов выигрывают наиболее подготовленные, серьезно
относящиеся к делу, – вторит пресс-секретарь КДМ администрации г. Волгограда
Елена Данилина. – Существует законодательство об общественных объединениях,
о молодежных и детско-юношеских организациях. И лица, которые хотят работать
с нами более систематически, должны на него опираться. Не так давно клуб исторической
реконструкции «Шатун» выиграл конкурс и получил крупный грант – они смогли выступить
на фестивале и показать свои исторические костюмы.
Казалось бы, все логично и приемлемо. Но есть и «другая сторона луны»:
– Я была в ролевом движении с самого начала его существования. Кроме этого,
уже не первый год руковожу танцевальной студией «Отраженье», – рассказывает
Дина Жукова. – Мы репетируем в помещении подросткового клуба «Фантазия», что
на базе МПЦ Ворошиловского района, постоянно участвуем в районных мероприятиях.
Да, я знаю, что существует такое понятие – грант, и что гранты выигрываются.
Но никто и никогда мне не предлагал участия в городских грантах. В свое время
я пыталась зарегистрировать творческое молодежное объединение «Зеркало» и оплатила
госпошлину за его регистрацию. Но выяснилось, что я не могу быть юридическим
лицом, потому как юрлицо – это помещение с телефоном и секретарем на телефоне.
Зарегистрировать юрлицо по своему домашнему адресу также нельзя – изменилось
законодательство, и с 2006 года юрлицо не может быть зарегистрировано по прописке
своего основателя. Оплачивать аренду помещения – для телефона и секретаря –
мы не можем, аренда высока, а Устав «Зеркала» не предусматривает сбора членских
взносов: объединение объединяет школьников, студентов, преподавателей вузов
– людей с относительно невысокими доходами. Этот замкнутый круг просто не дает
нам возможности обрести статус юридического лица. Это первый момент. Кроме этого,
против нас работает негативный образ отдельных участников ролевого движения.
Но мы – отражение социума, в котором мы живем, среди нас есть люди разного уровня.
Я никогда и никому не говорю, что мы профессиональный коллектив, но иногда нас
обвиняли как раз в непрофессионализме и на этом основании отказывали в поддержке.
В частности, госпожа Метальникова – заместитель председателя комитета по культуре
города Волгограда – отсмотрев все видео- и фотоматериалы, обвинила нас в несерьезности
и пообещала обзвонить все инстанции с указанием отказать нам в поддержке. Так
объясните, какие требования предъявляются к танцам, к хореографии и какие документы,
когда и куда я должна представлять? После проведения военно-исторического фестиваля
«Бельджамен» (он проводился на территории Дубовского района, там есть Водянское
городище, памятник эпохи Золотой Орды) мы выиграли грант в сто тысяч рублей
через Центр развития культурных инициатив «ИнТерра». Но мы не увидели этих денег,
поскольку председатель комитета по культуре Волгоградской области вышел на пенсию,
новый председатель еще не был назначен, а бухгалтеры не захотели брать на себя
ответственность и выписывать деньги. Я согласна с тем, что люди сами должны
оплачивать свои увлечения. Но странная ситуация: сперва нам говорят: «Ребята,
приходите, мы вам поможем», и мы предоставляем материалы, а затем находится
куча предлогов, чтобы отказать. «В этом случае, приглашая нас к участию в городских
мероприятиях, приглашайте нас для работы и оплачивайте ее», – говорю я. «А как
же идея?» – удивляются те. Это заведомо неравноценное партнерство.
И, наконец, почему для получения гранта мы должны непременно одеться стрельцами
или петь казачьи песни? Почему нас лишают свободы выбора и загоняют в рамки?
Почему я не могу танцевать французский средневековый танец или петь народную
ирландскую песню? Наш город – город многих культур, и человек не может понять
своей культуры, не зная культуры окружающего мира.
Поверьте, я очень люблю русскую культуру, я уважаю Владимира Путина и Дмитрия
Медведева, и если наш президент скажет: «Идем на фронт», я пойду на фронт. Но
это не значит, что я непременно должна убаюкивать своего ребенка русской народной
песней…
Есть за горами загадочный край…
…Далеко на севере, где до самого неба возносятся древние горы, корни лесов
раздвигают камни и холодом веет от горных рек, лежат заповедные башкирские земли.
Законы тайги и росписи Каповой пещеры влияют там на человеческую жизнь не меньше,
чем счета за телефон и налоговая инспекция, и смыкание пласта минувших времен
с современностью ощутимо физически. Это перекрестье дорог на старославянском
называлось красивым словом «росстань». Именно его выбрал Алексей Алликас, создавая
в 1994 году творческое объединение. Ныне в него входят профильные лагеря индеанистики
«Говорящая вода», средневеково-славянская «Рось», башкирской истории и культуры
«Саганак», спелеоклуб, театр оружия и кружок юных космонавтов – космическая
футурология и моделирование кораблей сочетается в нем с углубленным изучением
математики и физики. Из Волгограда уфимские клубы видятся некой сияющей Шамбалой…
– Я знаю, что Алликас оббил немало порогов, чтобы положить начало «Росстани».
Затем он выиграл грант, и полилось – конкурсы, поддержка комитетов… – говорит
Юлия, уроженка Уфы и супруга Лесного Дождя.
Преграды преодолимы?
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
Опубликовано: 2008-10-01
|