Зачем цифры «на горшке»?
Думаю, любой родитель, чей ребенок через год отправится в первый класс, на
коварный вопрос, что его чадо к тому времени должно уметь, не задумываясь, ответит:
читать, писать, считать. И если упорствовать дальше, то можно, конечно, поинтересоваться,
а на что тогда, господа хорошие, этим детям первый класс? Они ведь и так все умеют!
«Ну, так век информации, скоростей, больших нагрузок. Дети должны уметь и успевать
все больше и больше! Наверное, будут чему-то другому учить», – со вздохом возразят
мамы и папы, изо всех сил старающиеся дать своему ребенку все только самое хорошее
и полезное.
Расслабьтесь, родители! И детишкам посоветуйте сделать то же самое. Ну, подержите
беззаботное детсадовское счастье за ручку (ножку, ушко или хвостик) еще хоть годок.
Тем паче что у вас есть на это полное моральное право, которое защищает и государство!
– Ни писать, ни читать, ни считать поступающий даже в самый элитный лицей или
гимназию первоклассник не должен, – рассказал нам заведующий отделом дошкольного
и общего образования комитета по образованию администрации Волгоградской области
Радислав Музыченко. – У ребенка должна быть развита моторика рук, чему несказанно
помогает рисование и лепка. Речь дошкольника должна быть тоже соответствующей
возрасту: не надо заставлять его связно рассказывать целые сказания, а вот прокомментировать
свои или чужие действия, эмоционально рассказать какое-то переживание выходного
дня или описать нехитрую картинку – это пожалуйста! И ничего страшного, если в
пять и даже шесть лет ребенок не выговаривает букву «р». У него есть время до
семи лет, чтобы этому научиться!
– А как же повальное увлечение воспитателей нынешних садиков букварями, счетными
палочками и написанием цифр в тетрадках?
– Абсолютно неприемлемо! Дело в том, что в этом возрасте у ребенка только-только
пробуждается интерес к познанию. Он с интересом узнает и начинает отличать цифры,
буквы. Если мы его засадим за чистописание, которое само по себе рутинно и неинтересно,
то этот интерес, только-только зародившись, тут же и погаснет. И что мы получим
в результате? Ребенка, который в ужасе идет в первый класс, потому что он уже
уверен в том, что там неинтересно и его будут все время ругать, отношение к школьной
учебе вообще: дескать, у меня не получалось и никогда не получится хорошо учиться
в принципе! Воспитателю-то хорошо – он останется в садике и не увидит слез ребенка
и его родителей, а им каково будет исправлять все, что «заботливые» воспитатели
наделали?!
– Наверное, они тоже хотели как лучше...
– Дело в том, что специалисты многих детских садов сегодня, конечно же, становятся
заложниками требований школ, которые хотят получить в свои стены только перспективных
учеников. Прошедшие ЕГЭ выкристаллизовали такую картинку: далеко не все наши лицеи,
гимназии и, как мы считали, престижные школы итоговыми знаниями своих учеников
смогли подтвердить собственную элитарность. А значит, многие директора сейчас
будут сильно озабочены тем, чтобы эту самую высокую в глазах общества планку удержать.
Как это сделать? Можно начать изо всех сил работать над собой, а можно – так гораздо
легче – набрать изначально сильных учеников. И «волшебной палочкой» в этом случае
становится тестирование...
– Радислав Викторович, а это что за страшный зверь?
– Это тестирование, которое проходят все первоклассники, поступив в первый класс.
Но, подчеркиваю, тестирование должно проводиться с детьми уже ПОСЛЕ того, как
их записали в первый класс. Тестирование – это отнюдь не инструмент для оценки
способностей ребенка, а только подсказка для педагога и родителей: ведь кому-то
будут необходимы занятия с логопедом, а кому-то – с психологом, кто-то – уже ярко
выраженный гуманитарий, кто-то имеет ярко выраженное абстрактное мышление, а кто-то
– логическое.
– Но почему так происходит: детсадовцев «мучают» чистописанием и арифметикой?
– Дело в том, что с детьми в этом возрасте надо много времени заниматься ролевыми
играми, рисованием, лепкой, музыкой. Все это гораздо более сложно, чем засадить
ребят за столы, выдать им тетрадки и сказать: «Пишем букву «а»
«Они будут тихо корпеть над тетрадками, а воспитатель – заниматься своими делами…
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-09-24
|