БЕСЕДЫ О КУЛЬТУРЕ
ВЛАДИМИР ОВЧИНЦЕВ: В ПЕСНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СУДЬБА!
Владимир Овчинцев является не только председателем комитета по социальной
политике Волгоградской областной думы, но и засуженным работником культуры РФ
– Поэтом!
Автор десяти поэтических сборников, лауреат двух республиканских литературных
премий, руководитель волгоградской областной писательской организации «Союз
писателей России». Именно он был инициатором создания журнала «Отчий край».
Много лет Владимир Петрович трудится на ниве культурного просвещения, занимается
благотворительностью, помогает творческой интеллигенции. За свои труды Овчинцев
был включен в энциклопедию «Лучшие люди России» (2005). В его высочайшей компетентности
в вопросах культуры, думаю, нет и тени сомнений.
– Владимир Петрович! Вы не только известный общественный деятель, депутат.
Вы еще и поэт-песенник...
– Да, пишу песни. Но очень мало. Вот некоторые люди постоянно что-то творят
– я так не могу. У меня все исходит из внутренней необходимости, у меня нет
ежедневной потребности в стихах – пишу тогда, когда не могу молчать. Я делаю
ставку не на количество, а на качество. Писать песни меня побудил мой хороший
друг Володя Мигуля. Мы с ним плодотворно сотрудничали. Особым успехом пользовалась
«Россия – родина» – достаточно трагичная и актуальная песня о непростой судьбе
нашей Отчизны. Ее исполняли и по центральному телевидению, и по радио, она звучала
на площадях, завоевала призовое место в Италии. Мои песни исполняли Лариса Долина,
София Ротару, группа «На-На». Но больше песен я написал для своих земляков.
Ольга Гетте – она сейчас живет в Германии и некоторые мои песни перевела на
немецкий язык. Много писал для Саши Макаренко – царствие небесное! Группа «Династия»,
конечно... Я очень радуюсь, что мои песни исполняются и что они кому-то нужны.
– Что вы можете сказать об уровне сегодняшней эстрадной поэзии? На качество
текстов сетуют не только юмористы из «Аншлага», но и слушатели.
– Вы знаете, я все время боюсь превратиться в брюзжащего старичка, поэтому оценки
стараюсь давать очень аккуратно. Собственного опыта мало для того, чтобы прочувствовать
дух времени – человек не может знать всего. Но мнение свое по этому поводу выскажу.
Мне не раз приходилось находиться в разновозрастных компаниях, и я заметил следующее:
в застолье все поют в основном песни из недалекого прошлого (40-х годов, 50-х,
70-х). Эти песни стали долгожителями потому, что писались настоящими талантами
– вспомнить того же Исаковского. Текстам уделялось очень пристальное внимание,
шла филигранная тонкая работа над каждым словечком. Современные эстрадные песни
могут похвастаться только любительскими примитивными виршами. Вспомните фильм
«Ирония судьбы, или С легким паром» – песни из него так запали в душу, стали
настолько всенародными! Успех картины был напрямую связан именно со звучащими
в ней песнями – талантливо написанными и искусно исполненными. Это же касается
и многих других классических советских фильмов – «Судьба», «Эхо», «Сладкая ягода».
В этих кинокартинах были песни вселенского звучания, а не какая-нибудь «Девочка
созрела» и не «Целуй меня везде, я ведь взрослая уже». Такие частушки мне вообще
слышать очень оскорбительно. У меня подрастает сын – ему 6 лет, и я не хочу,
чтобы на таких текстах мои дети входили в мир. Я не думаю, что сегодня настолько
все обесценилось. Сегодняшняя попса отодвинула тот мощный пласт воспитания,
который был заложен в советской эстраде: там были и традиции патриотизма, и
семейные ценности, и понятия о чести, и гражданственность. Сегодня эта связующая
воспитательная нить утеряна. Определенные изменения произошли и в профессиональном
аспекте: качественный исполнительский уровень тоже резко упал. Сегодня выбирают
уже не голоса, а ярких привлекательных женщин и мужчин – хороший вокал можно
поставить с помощью компьютерных программ, это вы и сами знаете, за деньги запоет
даже бревно. И многие эти люди носят звания заслуженных-перезаслуженных артистов.
Но их песни не поют – эти модные жевательные резинки не претендуют на вечность!
Но это вовсе не значит, что сегодня нет хороших исполнителей. Многие не могут
пробиться. Из ветеранов нашей массовой культуры на плаву держатся Пугачева,
Долина, Ротару, Лещенко, Кобзон. Даже Киркоров некоторыми своими песнями проложил
себе дорогу в сокровищницу российской культуры. Ширпотреб все захлестнул. Все
песни похожи одна на другую. В погоне за наживой многие опускаются до явного
плагиата, и им не стыдно передирать. Вспомните песенку Вайкуле «Акапулько» –
по интонациям это же вылитое «Ах, Самара-городок». Но не будем судить категорично:
из гущи современной поп-культуры все-таки вырываются песни, которые приятно
послушать.
И самое важное: в советской песне была судьба. То есть мы услышали или спели
песню и знаем, о чем она. Сейчас задаешь такой вопрос слушателю: «О чем песня?».
Он долго думает, улыбается и в результате отвечает: «О любви!». О какой любви?
Она же бывает разная.
– А вам не кажется, что слово «любовь», благодаря стараниям современной низкопробной
поп-культуры, стало пустым звуком, обесценилось?
– Да, согласен. Сегодня массовая культура вкладывает очень мало в понятие «любовь».
Это многогранное понятие, включающее в себя не только сексуальный, плотский
аспект. «Заниматься любовью» и «заниматься сексом» не тождественные понятия.
Вот помните песню «Катюша»? Сколько в нее вложено чувственности, тема любви
раскрывается всеобъемлюще, с разных сторон. Она существует не только в контексте
личных отношений – открывается широкая историческая панорама: война. Эта песня
удалась благодаря широте авторского кругозора, он не замыкался исключительно
на интимной стороне дела. Именно поэтому песня стала очень популярной, подбадривала
наших солдат в бою, в концлагерях. Когда Гагарин уходил в полет, он пел про
«Катюшу», русские солдаты перед смертью тоже затягивали ее. Очень мощные были
песни у Высоцкого – всегда подбадривали людей, вселяли уверенность в своих силах,
с ними люди боролись со своим страхом. Яркий пример – не нуждающаяся в представлении
«Песня о друге».
– Многие молодые поэты мечтают, чтобы их песни зазвучали из уст эстрадных
мегазвезд. Но существует масса препятствий – к звездным телам весьма ограниченный
доступ.
– Есть еще большая проблема. Приведу пример. Мы с Валерой Патриком («Штурман
Жорж») написали вместе песню, сделали хорошую аранжировку. Предложили ее Шуфутинскому.
Он согласился ее внести в свой репертуар, записать на компакт-диск, но за это
попросил 10 тысяч долларов. Мне стало как-то не по себе. И даже не из-за денег.
Дело вот в чем: я пишу песню, стараюсь, вкладываю в нее свою душу, да еще и
должен платить свои деньги за то, чтоб ее спели. Интересно получается, не правда
ли? Это даже не бессребреничество! Было предложение и от Людмилы Гурченко: исполнить
мою песню, снять клип – тоже за мои деньги. Отказался. Я мог бы, конечно, подсуетиться
и найти нужную сумму. Но игра свеч явно не стоила, сами понимаете. Мои песни
и так уже исполнялись и по центральному телевидению, а особых амбиций в области
творческой самореализации у меня нет. Больших денег за свое творчество я никогда
не получал.
– Деньги и искусство, как показывает практика, – понятия несовместимые. Как
и духовные ценности...
– Настоящие духовные ценности – непреходящая категория. Они не зависят от капризов
времени. Достаточно точно их зафиксировало христианское учение. Все мы выросли
в православной парадигме – «вышли из скрижалей». Ведь независимо от того, верующий
вы человек или нет, вы подсознательно следуете этим десяти заповедям и сверяете
с ними свои и чужие поступки. Разве это плохо – жить по заповедям «не убий»,
«не укради», не обманывать и не впадать в уныние? Большинство людей находят
эти установки разумными. Россия не является исключением. Мы не должны забывать,
что мы – Россия, особая, великая страна. Во всех отношениях. Самобытная русская
культура в какой-то степени возвышается над другими (в самом хорошем смысле
– «держится особняком»), притягивает миллионы людей. Могу вам сказать с полной
уверенностью как писатель: в культурной истории других стран не было таких величин,
как Шолохов, Толстой, Пушкин, Достоевский, Чехов. Россия периодически выбрасывает
во Вселенную фейерверк талантов. Таких гениев, как Шолохов, в мировой литературе
нет: чтобы вот так в 22 года написать первый том такого эпохального произведения
(«Тихий Дон»). Трудно поверить в то, что на земле, имеющей очень сложную, трагическую
судьбу, рождаются такие таланты. Но этому есть разумное объяснение. От тяжелой
судьбы и льется песня звонкая – когда сладко живется, тебя к перу не тянет.
...Россия всегда была многонациональной страной. Для меня нет разделения по
национальному признаку, а есть понятие «человек» – совестливый, любящий свою
землю. У культурного, воспитанного, хорошего человека нет «пятой графы».
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-09-17
|