Шансону нужны другие «понятия»
14 сентября творческое объединение «Вертикаль» провело творческий вечер
«Жизнь по законам жанра». Он был посвящен покойным шансонье – Александру Вертинскому,
Михаилу Таничу, Юрию Хою («Сектор Газа»), Сергею Наговицыну, Михаилу Кругу.
Место для проведения мероприятия было выбрано в какой-то степени тематическое
– кинотеатр «Авангард», район исконно «пацанский». Среди зрителей попадались
соответствующие типажи: жиганы в спортивных костюмах, с бритыми под единичку
черепами и с «жигулем»...
Репертуар был подобран максимально нейтральный – не было перегибов с «воровской
темой», приторной фени и тошнотворного ресторанного фольклора. За это – «респект
оргам». Со сцены звучали самые что ни на есть одуванчиковые песенки. У «начальника
лесоповала» Танича кроме блатоты были еще и прекрасные диссидентские стишки,
и мещанская «Погода в доме», и романтично-бардовская «Мы не выбираем – нас не
выбирают». У Круга, кроме «Кольщика» и «Владимирского централа», написано много
простых песен для простых людей: «Приходите в мой дом», «Студентка» и др. У
разнебесного комильфо Вертинского вообще ноты отродясь не пахли тюремными шконками.
Из выступающих на вечере могу отметить Александра Курганова, Юлию Михайлову
и Олега Улитина. Первому хорошо удавался «русский шансон» – сильный хрипловатый
голос, молодецкая стать и львиное спокойствие. Песни пермского самородка Наговицына
из уст Курганова звучали убедительно. Михайлова шикарно исполняла Вертинского:
голос просто чудесный! «Ваши пальцы пахнут ладаном» пронимала до слез. А вот
Олег Улитин наглухо запорол песню «Сектора Газа» «Из колхозной молодежи панковал
один лишь я» – постоянно забывал текст, но взял угаром, наигранной душевностью
и драйвом. Улитин – профессионал, он намертво вжился в образ и своим внешним
видом фактуре «колхозного панка» вполне соответствовал.
Концерт получился интересным – и в познавательном плане, и в репертуарном. Важной
составляющей программы было ознакомление зрителей с биографиями артистов – молодчики
в «адидасе» пополнили интеллектуальный багаж. Со сцены пелись дифирамбы в адрес
всех безвременно ушедших авторов. Но мне особенно запомнилась фраза, смысл которой
заключался в том, что люди воруют не от хорошей жизни, – государство, мол, у
нас никогда не было идеальным и не обеспечивало человека, поэтому беднякам приходилось
преступать закон и заповедь «не укради». В этом какая-то логика есть, но оправдания
ворам нет никакого. Они же чаще крали у бедолаг, которым так же приходилось
бороться за выживание…
И последнее – министерству культуры на заметку. Шансон (как и футбол) – уникальный
инструмент управления массами. Жанр популярен среди «простых людей». Молодняк
слушает блатняк не просто из-за трех аккордов – подростки его, по большому счету,
не понимают. Они просто тянутся за сильными личностями и пытаются им подражать,
а сильные мира сего слушают Круга. Воровская романтика извратила наше общество
– «понятия» потеснили «скрижали». Во многом проводником болезнетворных идей
является «русский шансон».
Но ситуация поправима – шансон вполне способен стать проводником здоровых идей.
С помощью незатейливых мелодий нужно внушать щеглам, что бухать по-черному,
обманывать ближнего, «варганить дела» – «реальное западло»!
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-09-17
|