Практика как она есть...
Практикантов, как и основных сотрудников предприятия, тоже иногда отправляют
в командировки. Вот и мне, практиканту управления по связям с общественностью
компании «Газпром добыча Ямбург», довелось побывать на праздновании Дня рыбака
в селе Кутопьюган.
Кутопьюган – ненецко-русское поселение, расположенное на побережье Обской губы.
Быт местных жителей кажется чрезмерно бескомфортным, несколько экзотическим, но
по-северному понятным, принятым и приятным неспешностью образа жизни.
Первая причина удивиться – наш вертолет приземлился на деревянной взлетно-посадочной
площадке! Тот, кто здесь впервые, с любопытством смотрит себе под ноги, прохаживается,
останавливается, кто-то даже подпрыгивает – словом, изучает местность. Тот же,
кому кутопьюганская площадка не в новинку, мгновенно включается в работу и помогает
разгрузить доставленную посылку: местному населению привезены самые разные подарки
– от генераторов, лодок и лодочных моторов Yamaha до кухонной утвари, детских
книжек и игрушек.
Нас проводят к вертолетной станции. Разваливающиеся деревянные домишки сменяются
неплохими ухоженными двориками, где-то встречаются «бочки». Под ногами проваливается
торфяная земля. Местный мальчишка объясняет нам, что земля «живая, поэтому она
шевелится». Мы соглашаемся: с этим не поспоришь. Неспешность здешнего образа жизни
поражает воображение. Для того чтобы собрать сельчан на праздник, необходимо несколько
часов!
Администрация суетится: «Вот сейчас включим музыку, люди соберутся, будут соревнования
на бударках». Ждем... Но до начала заплыва гостей, то есть нас, еще ждала часовая
«экскурсия» по селу, организованная местным мальчишкой Ильей.
– Это клуб, – говорит Илья, указывая на неприглядное светло-серое здание. – Сейчас
к школе поведу, а вон садик.
Школа-интернат и садик – самые современные здания в селе. В школе-интернате кроме
кутопьюганских детей обучаются и дети кочевников-оленеводов, которых по окончании
учебного года на вертолетах доставляют к родителям. Рядом со школой стоят продовольственные
вагончики.
– А тут нас кормят, – как-то по-особенному произнес Илья. – Сюда мы подходим,
берем обед и идем в столовую, она чуть дальше. Сфотографируйте меня рядом со столовой
и со школой, и с садиком. А вон там мой дом! С ним тоже сфотографируйте, пожалуйста!
– юный гид с удовольствием позирует перед фотоаппаратом.
Посмотрев село, мы направляемся к берегу. Тут уже собрался народ, начинается заплыв.
Пожилая сельчанка, болея за одного из участников, громко-громко выкрикивает его
имя: «Тимошка! Давай, Тимошка!»
– А кто плывет в другой бударке? – интересуемся мы.
– Костик, – отвечает светлоглазая русская девочка.
– Костик? Ну, Костик, давай, давай! Костик!
Сразу после первого заплыва садимся в лодку и направляемся к рыбацкому судну.
Лодка несется на большой скорости. Пытаешься коснуться воды – не больше 3 градусов.
Холодно же еще, а на дворе начало июля! Вспоминаешь, что местные ребята рассказывали
о своих намерениях через две недели «открывать купальный сезон». Невольно начинаешь
сочувствовать детям, которые всю жизнь проводят в одном месте.
Подплываем к кораблю. Сам капитан вышел встретить нас. И снова экскурсия, но только
теперь с рыбацким «уклоном»: огромная морозильная камера, трюм для хранения рыбы,
капитанский мостик и камбуз, где нам довелось отведать вкуснейшие блюда, приготовленные
корабельным поваром.
К кораблю подплыла моторная лодка, управляемая рыбаком Иваном, рядом с которым
сидел мальчик лет восьми. Вроде маленький, но ремесленно-преемственные отношения
между сыном и отцом видны даже при первом знакомстве.
– Еще рыбу привез! – улыбаясь, произнес рыбак.
– Давай!
Тут же рыбацкий сын поднял порог, под которым находилась рыба. Еще живая! На судне
засуетились, подняли груз и разложили его по полкам в огромном морозильнике. Так
день за днем, год за годом проходят рыбацкие будни: наловил, подплыл, сдал рыбу,
наловил, подплыл, сдал…
Все же хорошо, что мы здесь только на практике…
*бударка – рыбацкая лодка. Не путать с байдаркой.
Надежда Щеглова
Опубликовано: 2008-09-17
|