Виктор Каменский: В Москву поеду в 60 лет – раньше там делать нечего!
...Вот таким волгоградского барда Виктора Каменского
я не видела давно – в легкой рубашке, немного расслабленный, с удовольствием
поглощающий блинчики с медом и черничным чаем. И, видимо, поэтому наш разговор
с Виктором тоже выстроился по-домашнему. Без классических для публично-музыкального
человека вопросов а-ля закулисье или а-ля официоз.
– Виктор, чем живешь сейчас? Кто или что греет твою творческую душу?
– Десантники. Пишу для них альбом. Стараюсь прочувствовать, пропустить через
себя их жизнь, категории, переживания. Кстати, очень действенный способ для
любого барда, чтобы перестать зацикливаться только на своих эмоциях, уходить
в себя, в свои проблемы, видеть в мире только негатив или позитив. Ты учишься
слышать других, а значит, и в себе открываешь новые стороны, учишься воспринимать
наш мир широко, радостно, многогранно. В результате твое творчество становится
интересным большему количеству людей.
– Благодаря работе над этим альбомом твое мировоззрение как-то поменялось?
– Да, я пришел к выводу, что агрессивные люди не опасны. Нельзя бояться агрессии.
Если ты в ответ на чью-то злобу или раздражение тоже делаешь звериный оскал,
то, естественно, ничего хорошего из этого не выйдет. Агрессия порождает только
агрессию. А если, видя злого человека, ты, напротив, помнишь, что и этот человек
может улыбаться, от души смеяться, говорить добрые и нежные слова, любить кого-то,
а его агрессия – это всего лишь реакция на недостаток или отсутствие всего этого
в жизни, то ты способен воспринять любую его выходку с внутренней улыбкой, с
пониманием и направить энергию этого человека либо в мирное, либо хотя бы в
безопасное для окружающих русло.
– Ого, сколько выводов! Еще какие-то профессии вдохновляют так, как десантники?
– Многие! Хочется написать о моряках, альпинистах, туристах... Правда, об альпинистах
я уже однажды писал, но это было так наивно, так поверхностно! А хочется «пропитаться»
этой профессией настолько, чтобы понимать сленг профессионалов и на глаз отличать
их в обычной жизни.
– Не очень корректный вопрос: не ощущаешь ли ты себя «придворным бардом»,
сочинив приличное количество корпоративных гимнов «в честь»?
– Как-то посчитал, и получилось, что я написал около 25 гимнов. Последний –
Ворошиловскому торговому центру. А еще – общественным организациям «Новая лодка»,
«Юность Волгограда», «Вместе», предприятиям «Конфил», «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»,
«Ариант», вузу – Волгоградской сельхозакадемии, гимн строительным студенческим
отрядам, конкурсу «Лидер 21 века», фестивалю «Российская Студенческая весна»,
который, скорее всего, станет по-настоящему общероссийским – например, его будут
петь на 17-й «Студвесне»...
А касательно придворного музыканта... Знаешь, я же не воспринимаю такое творчество
серьезно. Это как хобби. Причем полезное хобби. Потому что написание гимнов
– это, во-первых, хорошая заявка о себе. Ведь далеко не все знают, что ты умеешь
писать музыку, стихи. Во-вторых, такой опыт тоже развивает умение слышать и
чувствовать других людей. Они рассказывают тебе свои мысли, переживания, может
быть, профессиональные секреты мастерства, а ты пропускаешь все это через себя
и выдаешь новый продукт – композицию, где их разрозненные эмоции, успехи, неудачи,
ценности, объединившись, рождают новый взгляд на эту профессию. Взгляд, который
помогает постичь ее и другим людям – непрофессионалам в этом деле.
– Как считаешь, если бы ты уехал в Москву, то возможностей реализоваться
и достичь новых творческих горизонтов было бы больше?
– В Москву надо ехать, когда уйдешь на пенсию. Думаю, что я туда поеду лет в
шестьдесят. Возможно, тогда я уже не захочу творить, а буду петь все свое лучшее
старенькое. Думаешь, все эти альбомы «Лучшие песни нашего века» или «Самые известные
туристические песни» от хорошей жизни, что ли? Дело в том, что как только музыкант
из провинции попадает в Москву, у него просто напрочь исчезает время на творчество.
Он выступает, выступает, выступает на мероприятиях разного уровня и образца.
Уехать на два месяца в году «на творческие дачи» могут позволить себе барды
уровня Олега Митяева... Остальные поют и перепевают свое до оскомины. Спрашивается,
зачем, предположим, мне уезжать из родного города, если путешествовать с концертами
по другим городам можно, и купив билеты в нужном направлении в Волгограде?
– Слышала, что весь август был для тебя разъездным, а значит, полным новых
концертов и знакомств. Расскажешь?
– Началось все с путешествия на фестиваль «Три кита», куда съехалась молодежь
из Пензенской, Ленинградской, Московской, Калининградской, Новосибирской областей
до 16 лет, чтобы показать себя в трех направлениях – театральном, интеллектуальном
и бардовском. Ребята собрались настолько сильные, что в первые дни я даже немного
побаивался их: мне казалось, что они понимают в авторской песне гораздо больше,
чем я, что я не смогу быть интересным и полезным для них. Но потом все стало
на свои места: я дал концерт, мастер-класс. Выяснилось, что нам есть чем друг
с другом обмениваться... Очень пожалел, что на этом фестивале не было представителей
от Волгоградской области. Приложу усилия, чтобы хотя бы в следующем году исправить
ситуацию.
Потом были концерты в детских лагерях под Лермонтово и, можно сказать, частный
концерт в Ростове.
– Виктор, чем обогатил тебя прошедший август?
– Естественно, новыми людьми, пообщавшись с которыми, сам становишься богаче.
А еще в который раз убедился, как сильна, талантлива и живуча наша провинция.
За нее надо держаться руками и ногами! Кстати, недавно был спор с московскими
коллегами, которые, по много лет не выезжая из столицы, почему-то уверены, что
вся Россия за МКАДом необразованна, бедна и больна. И каково же было их удивление,
когда они узнавали, что, например, есть много достойных фестивалей патриотической
песни или слеты молодых бард-музыкантов, по мастерству творчество которых можно
ставить с творчеством бардов старой школы – Митяева, Егорова, Визбора...
– Но при этом большинство молодых устремляются в Москву. На твой взгляд, что
надо делать, чтобы удержать таланты дома?
– Во-первых, уезжая, надо сознавать, что Москва не приумножает, а, напротив,
выжимает творческого человека. Ты приезжаешь в столицу и начинаешь пахать, как
белка в колесе. Но, с другой стороны, и руководство столичных городов должно
сознавать, что свои певцы, музыканты, поэты и танцоры им нужны. Для этого надо
создавать условия, чтобы места для реализации и достойного вознаграждения за
это хватало всем. Мой рецепт, который помогает всегда быть в творческой форме
и получать за это вознаграждение: я сам ищу людей, для которых можно написать
композицию...
– Общественная организация «Новая лодка» – это тоже инструмент для удержания
юных талантов в пределах Волгоградской области?
– Увы, чтобы по-настоящему растить у нас бардов, надо создавать «Школу авторской
песни». Если честно, то я с этим проектом ношусь уже минимум два года. Почему
необходима школа? В «Новую лодку» приходят в основном старшеклассники, которые
чуть-чуть обучилиcь играть на гитаре и фьють – вылетели в большую жизнь! А надо,
чтобы мы занимались с ребятами где-то лет с десяти. И тогда вероятность того,
что авторская песня станет их профессией и они пойдут на соответствующее отделение
Волгоградского института искусств им. Серебрякова, приблизится ну хотя бы к
70–80%.
– Есть ли ребята, которые считают тебя своими учениками?
– Есть, конечно, но только я как-то специально не считал. Например, Евгения
Свиридова, сыгравшая в «Волкодаве», это моя ученица. Хотел бы ее найти, но как-то
все время не удается. Неоднократный лауреат всевозможных фестивалей Александр
Серяков также считает меня своим сенсеем... Я знаю его с 14 лет, когда он попал
ко мне на мастер-класс в детском лагере. Помню, как в пух и прах раскритиковал
его творчество. Саша обиделся и на три года исчез из поля моего зрения. А потом
я увидел его на каком-то музыкальном фестивале, где выяснилось, что парень серьезно
творчески подрос, и наша дружба продолжилась вновь...
– Вопрос банальный, но логичный: творческая планка, до которой хочется дотянуться…
– Написать «женские» песни. От лица женщины. Нет, уже есть несколько таких композиций,
но хочется еще! Кстати, написание таких песен невозможно без понимания разницы
мужской и женской логики, психологии. Многие мужчины считают героической такую
ситуацию: «Нина, я в честь тебя трем мужикам морду набил!». В ответ парни зачастую
слышат: «Ну и дурак!». Мужчин такая реакция обескураживает, обижает. А ведь
все верно: мужчина совершил этот подвиг для себя, чтобы поднять самооценку в
собственных глазах и в глазах других мужчин. Безусловно, говоря на языке «мужских
категорий», он совершил подвиг. А если на языке женских категорий? Что будет
подвигом с точки зрения женщины? Правильно: «Нина, иди погуляй по магазинам,
вот деньги, а я полы помою, обед приготовлю, постираю и с детьми погуляю». Ага,
слабо?
Судьба и творчество
Поэт, композитор, автор многих песен Виктор Каменский родился в Волгограде
в 1968 году.
В 1987 году до службы в армии он окончил Волгоградский гидромелиоративный техникум.
А в 1992 году в Волгограде появилось авторское трио «Альманах» в составе Виктора
Каменского, Дмитрия Хайлова и Жанны Поповой. Концерты «Альманаха» покоряли своей
душевностью и творческой силой. Ребят заметили, и в 1994 году трио полным составом
при поддержке областного комитета по делам молодежи стало студентами Волгоградского
института искусств им. Серебрякова.
Известное в кругах любителей бардовской песни трио «Альманах» просуществовало
до 2000 года. Дальше каждый из его участников предпочел развиваться собственным
путем. Так, Виктор Каменский с 1994 по 1998 работал в Новом экспериментальном
театре. Он автор четырех мюзиклов и трех детских музыкальных сказок. Два мюзикла
поставлены и до сих пор с успехом идут в Волгоградском НЭТе.
В 2005 году Виктор Каменский выпустил сборник стихов «Весеннее купе».
В 2003 и 2005 гг. Виктор выступил одним из организаторов Волгоградского областного
фестиваля творческой молодежи.
В 2004 г. Каменским была создана Волгоградская региональная общественная организация
творческой молодежи «Новая лодка». Под этим же названием с 2004 года в Волгограде
проходит и Межрегиональный фестиваль авторской песни. В нем ежегодно принимают
участие более 3000 человек из Волгограда, Москвы, Астрахани и других городов
России и ближнего зарубежья. С 2006 по 2008 гг. Виктор Каменский является членом
жюри финала Всероссийского фестиваля «Российская Студенческая весна».
Виктор Каменский является лауреатом Международного фестиваля авторской песни
им. Валерия Грушина (г. Самара, 1995, 2004 гг.); фестиваля «Московские окна»
(г. Москва, 1997 г.); фестиваля творческой молодежи «Франция – Германия – Россия»
(г. Кельн, 1998 г.), фестиваля духовной музыки «Святая Русь» (Волгоград, 2000
г.). В 2007-м Виктор Каменский был награжден медалью «Десантное братство».
«Анна играет фугу»
Желтоглазая кошка как тень затаилась в углу.
Сквозь окно проникает упрямо январская вьюга.
В этой старой квартире восторженно, как на балу,
в самой маленькой комнате Анна играет фугу.
Ну а вьюга деревья о стены холодные бьет,
и прохожие мокрые лезут в подъезды с испугу в дом, где тени танцуют и каждый
оттенок поет.
В этом доме кудесница Анна играет фугу.
А над городом небо взрывается, словно фугас,
и всклокоченный занавес движется медленно к югу.
И не ведает небо, не ведает, что в этот час
в замерзающем городе Анна играет фугу.
Сквозь газетные полосы не пробивается свет.
Президенты играют в войнушку, и верится туго,
что изменится что-то в ближайшую тысячу лет.
Да уймитесь вы, ангелы. Анна играет фугу.
Продолжает вселенная круговращенье во мгле.
Все, что движется в ней, избирает движенье по кругу.
На окраине мира, на Богом забытой Земле,
в самой маленькой комнате Анна
играет фугу.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-09-17
|