Театр начинается с эскиза...
Как выглядит мир театра? Кто создает образы? Кто придумывает мир сказки и помогает
ему воплотиться в реальности? Художник. Именно он переносит на холст бумаги свои
идеи, свое творчество… О секретах профессии и тайнах «закулисья» нам рассказала
художник-декоратор ТЮЗа Людмила Терехова.
– Расскажите о своей первой иллюстрации.
– Моей первой работой было оформление папиной книги. Он писатель, с детства рассказывал
мне о животных, показывал травинки и описывал их… У нас дома жили ящерицы, сова,
ласточки и даже орел. Папа часто приносил домой раненых животных. Однажды я спасла
орла. У него было перебито крыло… Ни в Астраханский заповедник, ни в зоомагазин
его не согласились взять, и я забрала его домой. Он подолгу сидел перед зеркалом
и рассматривал себя. Потом мы отпустили его в степь. Я была свидетелем всех событий,
описываемых в книге. Я просто рисовала свое детство…
– Ты училась на художника в Астрахани. Почему вы выбрали Астраханское училище?
– Там было театральное отделение. К тому же меня покорил этот старинный город.
Училище находилось в Кремле, из окон были видны соборы. Это город истории, каждый
астраханец, живущий там, – экскурсовод, отлично знающий свое прошлое. А Астраханский
театр? Каждая деталь там придумана и оформлена художником! Особенно красивы чугунные
лестницы…
– Есть ли волшебство в твоей профессии?
– Занавес и сцена – это другой мир, который прекрасен! В театре есть свои секреты…
Например, бабочка на сцене летает, подвешенная на леске, пламя делается с помощью
шелка. Думаю, что все секреты не стоит раскрывать – просто надо прийти в театр
и восхищаться, удивляться… Сказка намного поэтичней, если в ней есть тайна.
– Какие проблемы возникают в современном театре?
– Основная проблема – нехватка денег. Но и ее можно решить! Например, костюмы
к сказке «12 месяцев» шились из мешковины, но получилось здорово!
– Чем волгоградский театр отличается от театров, расположенных в других городах?
– Здесь все хорошо. Этого не хватает другим театрам. Астраханцы – погорельцы,
они сейчас заново отстраивают свой театр, готовятся к юбилею.
– Расскажите о каком-нибудь спектакле.
– Их было много… Например, «Уйди-уйди» ставился на Малой сцене ТЮЗа, и режиссер
решил подключить зрителей: на ступенях небрежно развалились солдаты, в проходе
были вешалки с одеждой, действие сцены буквально происходило по всему залу – было
задействовано даже пространство около дверей входа. Зрители в прямом смысле находились
в центре событий.
– Трудности работы в театре – это…
– Нужно согласовывать свои действия с режиссером, договариваться с цехами для
шитья того или иного костюма. Мне помогает то, что вначале я устроилась в производственный
цех ТЮЗа и теперь знаю театральную работу буквально с нуля, понимаю особенности
тканей и секреты пошива костюмов. К тому же в театре работают очень эмоциональные
люди, перед премьерой здесь все буквально кипит. Помогает юмор. Он позволяет отвлечься
и собраться с силами. Сейчас мне легче потому, что здесь сложившийся коллектив,
где все помогают друг другу, поддерживают в критических ситуациях. По телевидению
показывали фильм Говорухина «Актриса». Там все изображено спокойно, тихо. Это
неправда! Театр совершенно другой!
– Откуда спектакль смотреть интересней – со сцены или из-за кулис?
– В ТЮЗе – из-за кулис. Там происходит свой спектакль, актеры, отыграв сцену,
возвращаются обратно, это по-своему прекрасно. А в других театрах я смотрю, конечно,
из зала. Хорошо, если это хороший спектакль, ведь, открыв плохую книгу, мы чаще
всего откладываем ее, а в театре, скорее всего, остаемся до конца постановки.
– Веришь в приметы? Например, есть мнение, что профессию определяет знак зодиака…
– После окончания спектакля, когда зрители уже ушли, над сценой, на лесах, что-то
гремит, словно там двигают мебель. Для меня это загадка! Приметы… Как-то мы играли
сцену из потустороннего мира. В то время в гримерке случился пожар, стали пропадать
вещи, происходили необъяснимые явления. Было страшно и хотелось, чтобы это поскорее
закончилось… Есть примета, что актер не должен играть мертвецов, иначе скоро уйдет
в мир иной. В нашем театре она сбылась…
– Можно ли сравнить оригинал картины и иллюстрацию к ней в какой-нибудь красочной
книге?
– Конечно! Оригинал и иллюстрации – два разных явления. Бывает, что иллюстрация
картины в книге выглядит лучше, но бывает и наоборот: картину невозможно передать
полностью, со всеми оттенками и аспектами.
– Есть ли особенности иллюстрирования книг для детей и для взрослых?
– Все зависит прежде всего от содержания. Даже иллюстрации к детским произведениям
можно сделать взрослыми.
– Какие произведения российской живописи ты бы хотела отметить?
– Квадрат Малевича – это не просто черная краска. К краям он темнее, в нем изображена
игра одного цвета. Художник первый смог, догадался так сделать. Малевич – ученый
в искусстве, он открыл супрематизм.
...Пусть, приходя в театр, мы вновь и вновь будем попадать в мир чудес, в мир
талантливых людей и хороших спектаклей. Ведь если актеры стараются, значит, они
ценят зрителя.
Дина УСКОВА
Опубликовано: 2008-09-10
|