УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ «В ТЕМЕ»!
Пополнять свой интеллектуальный арсенал должны не только дети, но и сами
педагоги – это факт. Знания очень быстро устаревают по причине изменчивости
окружающего мира.
Изменения в науке и обществе сейчас протекают столь быстро, что найти специалистов,
способных мобильно к ним приспосабливаться и давать рецепты для претворения
новых идей в жизнь, практически невозможно. Чтобы образовательный процесс протекал
максимально плодотворно и эффективно, педагогам необходимо шагать в ногу со
временем, быть, как говорится, «в теме», «в контексте». Проблема повышения квалификации
работников очень важна сегодня. Об этом нам любезно согласился рассказать
Василий Супрун, ректор Волгоградской академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования:
– У нас в стране пока еще действуют нормативы, согласно которым учитель должен
повышать свою квалификацию раз в пять лет. В те далекие годы, когда появился
этот норматив, такого интервала было вполне достаточно. Если жизнь школы в чем-то
и менялась, это проходило экстенсивно. Накапливалась новая информация, новые
знания, которые нужно было донести до следующего поколения советских граждан.
Учитель всегда занимался самообразованием, пополнял свои конспекты уроков, но
раз в пять лет вся собранная самостоятельно информация систематизировалась и
получала методическое оформление в каком-нибудь педагогическом институте. Сейчас
о таком темпе можно забыть. Ежедневно происходит столько существенных изменений
в жизни общества, затрагивающих все сферы нашего бытия, что никакая образовательная
область и никакой предмет не может остаться в стороне. Сейчас многие специалисты
говорят о необходимости введения трехлетнего цикла повышения квалификации и
переподготовки. Но мне кажется, что неплохо было бы ввести и ежегодное пополнение
теоретического багажа – это не прихоть, это трэнд времени.
Здесь есть одна проблема. Государство через бюджет субъекта федерации оплачивает
повышение квалификации только раз в пять лет. И на более частые встречи нам
нужно совместно искать средства. А без более частых наших встреч мы вряд ли
справимся с теми задачами, которые перед нами стоят.
Многие наши академики продолжают мыслить по старому алгоритму: «Вы нам расскажите,
как решить ту или иную проблему, а мы законспектируем и решим ее». Сейчас такая
схема уже не работает. Все решения рождаются путем сотворчества. Поэтому мы
должны сами все вместе создавать в регионе атмосферу педагогического творчества.
Такие наметки уже есть. В этом году в нашем журнале «Учебный год» были публикации
500-го автора – так много человек рассказали о своих проблемах педагогическому
сообществу. Это дает почву для обсуждений в дальнейших публикациях. И появилась
потребность в другом журнале. Мы стали издавать «Рэс», чтобы помимо статей,
излагающих какие-то конкретные моменты педагогического опыта, публиковать теоретические
наработки по психологии, по самим школьным предметам. Он стал обрастать новыми
авторами, исповедующими новые подходы к изложению учебного материала.
Многие учителя незнакомы с новыми технологиями, не все умеют пользоваться Интернетом.
А если мы не будем работать в интерактивном режиме – не будем интересными детям.
Методические новинки не всегда и не всеми принимаются легко, многое зависит
и от возраста педагога, и от его личностных особенностей.
Мир становится близким. Идет глобализация, опыт других стран (и других регионов
России) стучится к нам в дверь. Надо его изучать и применять.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-09-10
|