Что читаешь, Волгоград?
Каждый раз, составляя рейтинг книжных новинок, убеждаюсь: наш рейтинг очень
сильно отличается от московского. Во-первых, потому что, например, этим летом
так и не был обновлен ассортимент (то есть как таковые новинки отсутствуют),
а во-вторых, из-за невысокого уровня волгоградских притязаний. Что стыдно, но
факт.
На первом месте по продажам сереет обложкой «Асфальт» Гришковца. «Молодой»
публиковал рецензию на это произведение столь популярного ныне автора. Для тех,
кто не читал ни сам роман, ни рецензию, напомню, что это чисто гришковцовская
вещь: легкая, близкая, занятная. Но на сей раз с несколько разочаровывающим
концом.
Двойку лидеров замыкает Сесилия Ахерн с «P.S. Я люблю тебя». Это новая ирландская
звезда на мировом небосклоне авторов женских романов. 2004 год стал годом издания
бестселлера номер один в Великобритании и США, прочно занявшего лидирующие места
во всех мировых чартах продаж – «P.S. I Love You». В начале 2005 года вышел
второй роман Ахерн, который сразу стал самым продаваемым романом лета-2005 в
Великобритании. Хорошо хоть, что к 2008-му до нас доехал первый…
Как гласит анонс, «P.S. Я люблю тебя» – это современная история о том, как любовь
оказывается сильнее смерти. Потеряв любимого мужа, 30-летняя Холли Кеннеди впадает
в отчаяние, перестает выходить из дому, общаться с людьми. И вдруг получает
по почте пакет с письмами: распечатывать их можно лишь по одному в месяц, а
написаны они тем самым человеком, расставание с которым приносит ей такие страдания.
Оказывается, незадолго до смерти он решил помочь ей жить дальше. Всякий раз
она с нетерпением ждет первого числа, чтобы вскрыть очередной конверт и, строго
следуя наставлениям, сделать еще один шаг, возвращающий ее к жизни: купить платье,
принять участие в конкурсе караоке, съездить на море.
Видимость тройки создают вневременные бегбедеровские «99 франков». Уж и не знаю,
как рассказывать о романе, по которому снят фильм. Пожалуй, имеет смысл сказать
и о том, и о другом. Роман Фредерика Бегбедера «99 франков» по праву занимает
место в списке наиболее ярких литературных событий Европы начала 2000-х. Став
завсегдатаем всевозможных рейтингов продаж, книга породила целый ряд эпигонов.
Продажа прав на экранизацию не заставила себя ждать, но производство затянулось
на семь долгих лет. Причина подобной задержки говорит сама за себя – коммерческие
телесети отказались от финансирования, не желая давать деньги на фильм, высмеивающий
царящие в мире рекламы и СМИ нравы. К тому же в режиссерском кресле оказался
Ян Кунен, известный своей любовью к экспериментам по части визуального ряда,
что неминуемо сокращало численность будущей аудитории. Впрочем, едва ли кто-либо
мог сделать из едкого и скандального романа прилизанную экранизацию для всех.
В идеале, конечно, сначала читать, а уж потом смотреть.
По-прежнему покупаемы минаевские «Тhе Телки». Там журналист Миркин, сам себя
в шутку называющий гламур-менеджером, пишет колонки, берет интервью, а заодно
пытается продвинуть новое музыкальное направление
«гангста-трэш» в лице собранного из друзей коллектива, для которого он пишет
песни. Главный предмет гордости героя (хотя больше, как мне кажется, подходит
слово «персонаж») – двойная жизнь. Андрей встречается одновременно с двумя девушками.
Одна – аудитор в крупной компании, другая – модель. Однако неожиданно Минаев
ставит на пути героя очаровательную студентку РГГУ Катю, в которую Миркин влюбится
уже по-настоящему.
В книге есть интрига, городская экзотика, злободневность отдельных деталей актуальной
культуры повседневности – сайт
«Одноклассники.ру», рэп-группа «Кровосток», теракт. Как отмечают «Ведомости»,
Сергей Минаев не ставит перед собой художественных задач. Коммерческие же наверняка
были решены: мода на «гламурную» и
ее близнеца – «антигламурную» литературу, отчасти введенная самим автором романа,
продолжается.
Единственное, что радует, это популярность умнички, кудесницы слова Анны Гавальды
и ее «Просто вместе» (2005-го, кстати, года). Это чудесный случай, в который
многие из читателей (не говоря уж о писателях) не верят: хорошую книгу даже
хеппи-эндом не испортишь. Ведь почти все приличные шедевры заканчивались трагически!
А «Просто вместе» – это сказка, не более того. О невротиках, о современных городских
невротиках-неудачниках из числа тех, о ком пишет Вуди Аллен. Каждый из героев
этой книги обладает таким количеством тараканов в голове, что легко может поделиться
с десятком читателей, не превратившись тем не менее в здорового человека. Здесь
есть невротик-старушка с тяжелой судьбой, невротик-повар, виртуоз и трудоголик,
внук этой старушки. Присутствует его сожитель – в устаревшем смысле этого слова
– безумный потомок старинных аристократов, живущий в огромной парижской квартире,
знающий на память десятки книг по истории, но продающий в музее открытки. Еще
десяток персонажей с изломанными судьбами проходит по страницам книги затем,
чтобы в финале вдруг волшебным образом преобразиться. Герои Гавальды вдруг понимают,
что все их тараканы подлежат вытравлению, а как только эта спасительная мысль
закрепляется в головах несчастных невротиков, жизнь последних делается прекрасной
и удивительной. Оказывается, что успех – это прежде всего внутреннее состояние,
и лишь затем он проецируется на внешние обстоятельства.
Да, мы чуть не забыли про литературный, прости господи, фаст-фуд: Полякову,
Донцову, Акунина и Коэльо. Подумать только, столетней давности «шедевр» «Одиннадцать
минут» от Паоло все еще покупают и читают, он вообще страшно любим школьниками
и другими не совсем еще зрелыми личностями. Хотя, признаться, это тот самый
случай, когда лучше что-то, чем ничего…
Алена ПРОКУЛАТОВА
Опубликовано: 2008-09-10
|