Как стать профессором?
Кто бы что ни говорил, а молодых преподавателей с каждым годом становится больше!
Их не пугают маленькие (пока) зарплаты и большие нагрузки. Они искренне любят
свое дело, и, очевидно, за ними будущее российского образования.
Что тянет молодежь в науку и каким они видят свое будущее в ней?
Чтобы узнать обо всем из первых уст, мы пригласили к диалогу двух молодых сотрудников
вузов: Евгению Гурьеву, методиста кафедры педагогики ВГПУ, и Александра Киселева,
замдекана по социальной работе факультета истории и международных отношений ВолГУ.
– Расскажите о своих подвигах на учебном поприще. Что подвигло вас на «столько
образований», откуда брались силы?
Женя: Я вряд ли могу назвать это «подвигами». Мне не составляло особого
труда повышать свой уровень образования. С самого детства я хотела быть учителем.
Меня отговаривали, но мне так хотелось осуществить детскую мечту! У меня четыре
диплома с отличием. Сейчас продолжаю обучение в аспирантуре на кафедре педагогики
ВГПУ и параллельно получаю второе высшее образование в Волгоградской государственной
сельхозакадемии на экономическом факультете. Стараюсь принимать ежегодное участие
в Школе молодого исследователя на базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ,
в конференциях и олимпиадах. Конечно, бывает трудно. Но мне повезло: меня окружают
люди, которые одобряют мой выбор и поддерживают! Прежде всего это моя мамочка
и младший брат!
– Каково быть молодым заместителем декана, Александр?
– Интересно! Конечно, здесь есть трудности, но где же их нет? Работа заместителя
декана – это большая ответственность. Приходится заниматься многими проблемами:
общежитием, стипендиальными вопросами, внеучебной деятельностью студентов… От
результатов моей работы будут зависеть условия, в которых обучается студенческое
сообщество факультета. И более того – моральный настрой ребят. Ведь современные
студенты очень креативны, они постоянно предлагают идеи и надеются быть услышанными.
Задача деканата – идти навстречу молодежи и помогать им в реализации творческих
планов. Когда студент знает, что ему всегда рады на факультете, он чувствует себя
частью большой семьи, имя которой – Университет!
– Получали ли вы удовольствие от учебы, что нравилось, а что – нет в работе
ваших преподавателей?
Женя: Не могу сказать, что мне всегда безумно нравилось учиться и я получала
от этого огромное удовольствие. Учиться – значит трудиться, переступать через
собственную лень. Как и у всех, наверное, были преподаватели, которые оставили
неизгладимо благоприятное впечатление от того, как они работали с учениками, студентами.
А были и те, о которых мы говорили, что человек не на своем месте...
Саша: Безусловно, я получал огромное удовольствие от учебы. Ведь, во-первых,
это были знания, необходимые в той сфере деятельности, которую я выбрал, поступая
на факультет истории и международных отношений ВолГУ. Во-вторых, они мне были
по-настоящему интересны. Этот интерес перерос у меня в научную деятельность. Кроме
того, все предметы читались (и сегодня читаются) знатоками своего дела, учеными,
чьи имена знают и уважают не только в России, но и в других странах. Я с глубоким
уважением отношусь к своим преподавателям, а ныне коллегам, и считаю для себя
честью работать вместе с ними.
– Когда вы решили, что будете работать в своем вузе?
Женя: Когда уже училась в магистратуре, поняла, что не смогу нигде больше
так реализоваться, как в родном университете. Как говорится, здесь даже стены
помогают!
Саша: Это произошло в студенческие годы. Я был активным студентом, участвовал
в работе студенческого самоуправления ВолГУ, занимался научной работой. Постепенно
все ближе знакомился с жизнью университета, и она все больше мне нравилась. А
во время педагогической практики на 5-м курсе пришло осознание того, что мне нравится
преподавание. И я решил идти в аспирантуру. А когда появилась возможность работать
на своем факультете, долго не раздумывал.
– Не пугает финансовый аспект? На что хватает, а в чем приходится себя ущемлять?
Женя: Молодые преподаватели, а тем более сотрудники получают очень мало,
и ущемлять приходится себя во многом. Но у нас все впереди. Надеюсь, что уже в
ближайшем будущем все изменится в лучшую сторону.
Саша: Нет. Безусловно, молодые сотрудники вузов не могут позволить себе
роскошной жизни, но ведь они еще и не имеют большого авторитета среди студентов
и коллег, преподавательского опыта за плечами, серьезных научных работ. Поэтому
молодым преподавателям есть к чему стремиться.
– Что самое интересное в вашей работе?
Женя: Самыми приятными моментами в работе считаю общение с великолепными
людьми, которые работают на кафедре. Кроме того, я работаю с прекрасными магистрантами,
которые не дают скучать даже в выходные. В такие моменты я чувствую, что жизнь
бурлит!
А в августе я была в Финляндии, где проходило обучение на тему «Социальная работа
в Финляндии». Это было здорово, так как представилась возможность познакомиться
с особенностями работы финнов в данном направлении и провести «сравнительный анализ»
с организацией отечественной системы социальной работы. И, конечно же, неизгладимое
впечатление произвела на меня живописная Европа (это и Финляндия, и Швеция)!
Саша: Я вообще люблю работать с людьми. Несмотря на то что значительную
часть деятельности замдекана составляет работа с документами, гораздо более важной
ее частью является живое общение со студентами. Мне надо быть всегда в гуще студенческой
жизни!
– Будь вы министром, что сделали бы для нашей системы образования и для своего
вуза?
Женя: Не хочется быть банальной, но финансирование было и остается одной
из основных проблем в сфере образования.
Саша: Вопрос застал врасплох! Думаю, я бы занимался развитием российского
образования.
– Как относитесь к «болонским» нововведениям?
Женя: В общем, положительно. Вряд ли найдутся люди, которые были бы не
за повышение качества образования, конкурентоспособности на рынке образовательных
услуг...
Саша: Болонский процесс – это объективное явление, которое рано или поздно
должно было наступить. Ведь главная цель этого процесса – повышение ценности образования
на рынке труда, причем международном. Полагаю, что последствия реформирования
будут благоприятными как для выпускников вузов, так и для профессорско-преподавательского
состава.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2008-09-10
|