Что показала абитура?
Профессоров и студентов недавно перепугали заявления министра образования и
науки о необходимости сокращения вузов. Но, согласитесь, дипломы иных вузов годятся
только на то, чтобы «горшки накрывать», – работодатель не хочет принимать выпускника
некоего Мухогонского филиала всемирного института менеджмента в космосе…
Диплом повышается в цене – это плюс, но образование становится все недоступнее
– даже за свои кровные. Что кроется за объявлением о сокращении вузов и переделке
некоторых в ПТУ?
Заместитель министра образования и науки Исаак Калина рассказал нам на встрече
журналистов в Министерстве:
– Все это делается, чтобы прекратить обман молодых людей и экономики. Ведь мы
как бы говорим, вручая диплом: «Ой, смотрите, диплом о высшем профессиональном
образовании, то есть это высочайшая квалификация». Можем мы это сказать про все
7 с половиной миллионов студентов высших учебных заведений России? К сожалению,
нет. Поэтому задача поставлена четкая: обеспечение высокого качества образования
в вузах. Абсолютно очевидно, что без санации вузов добиться этого просто нереально:
у нас нет ни кадрового потенциала, ни абитуриентского потенциала, который бы давал
возможность обеспечить качество образования такому количеству студентов.
Почему я сказал, что нет абитуриентского потенциала? Меня потрясло, когда на специальность
«ракетостроение» в одном из вузов хотели зачислить ребят, имеющих по математике
и физике по ЕГЭ вместе 70 баллов, то есть 35 и 35... Мне стало страшновато: полетят
ли вообще ракеты, если их будут делать люди, которые пришли с такими знаниями?
Поэтому сокращение вузов – это неизбежно сопутствующий результат формирования
высокого качества высшего образования...
Но, заверил замминистра, обязательно будут учитываться и потребности регионов,
чтобы молодежь не ездила учиться только в столицы.
Наряду с сокращением вузов, которые не обеспечивают качества, Минобр планирует
мощную поддержку тех вузов, которые крайне нужны, и подтягивание качества их работы
до требуемого в отрасли, которой он поставляет специалистов. Будет и открытие
новых вузов, например, федерального ядерного университета.
Положительные итоги от реформ ожидаются уже через 5 лет (срок аккредитации вузов
5 лет), а положительные тенденции – на каждом шагу хоть завтра!
Но какое учебное заведение может считаться высшим, если в нем не ведется научная
работа? Отныне развитие науки в вузах – приоритет, вуз не получит аккредитацию,
если его профессора и молодые сотрудники не будут изобретать, открывать, двигать
науку вперед!
Кроме 8 крупных федеральных университетов (ближайший к нам – в Ростове, на базе
нескольких существующих универов) в России появятся национальные исследовательские
университеты как «посредники» между вузами и академическими институтами. Современный
университет – это исследовательский университет, и поэтому те вузы, которые не
смогут обеспечить серьезный уровень научных исследований, просто перейдут в другую
категорию. Институт, колледж – вплоть до профессионального училища. Потому что
в девяностые годы, во времена полной свободы многие получили статус университета,
не имея научного потенциала. «Наверное, некоторым придется вернуть их девичью
фамилию «институт», – отметил замминистра И. Калина.
Не только большие деньги по нацпроекту или инвестициям нужны хорошим вузам, но
и соответствие кадров профилю вуза. Времена, когда сапожник мог возглавлять кафедру
пирогопечения, прошли: вскоре министерство планирует ввести в требования по аккредитации
вуза очень простой критерий: заведовать кафедрой в университете должен обязательно
доктор наук по профилю этой кафедры. Если кафедра теоретической физики, то не
кандидат физматнаук, защитивший докторскую по педагогике, но именно доктор физико-математических
наук, защитившийся по профилю кафедры. Отсеятся около 70% завкафедрой, но, может,
это к лучшему?
NB. Вуз должен представить содержательный проект своего развития, из
которого будет ясно, на какие показатели ориентируется университет, собирается
ли быть автономным учреждением и иметь свою программу хозяйствования. Тогда
он может претендовать на попадание в сеть либо федеральных, либо исследовательских
университетов.
Материал публикуется в рамках гранта СМИ «Образование»
Опубликовано: 2008-09-03
|