Почему ему лучше сломать ногу?
Не секрет, что у нас, у студентов, есть стереотип: преподаватель – зануда,
сухарь, деспот и вообще враг. Тем неожиданней раскрываются такие люди, как заместитель
заведующего более чем «серьезной» кафедры – «Стартовые установки ракет и космических
аппаратов» ВолгГТУ – Валерий Комочков.
Ведь он еще и президент Волгоградского клуба велотуристов «Орион», президент Общества
российских велотуристов-марафонцев, председатель областного туристско-спортивного
союза – словом, путешественник.
– Вы только что вернулись из путешествия по Крыму...
– Казантип – Алушта, 300 километров. Серпантин, жара, горки, местами было тяжеловато,
но каждый вечер море все компенсировало. С берега каменных крокодилов Казантипа
проехали через Феодосию на Коктебель, в гости к Карадагу и Волошину... В Алуште
сели на троллейбус и завершили путешествие в Симферополе. Это был отдых, а не
веломарафон, где люди едут сутки напролет.
– Наверное, были и более сложные путешествия?
– Наш главный полигон – это Кавказ. Ежегодно по нему совершается 5–6 походов.
Был, в частности, поход с кольцом вокруг Эльбруса – мы проехали через 6 перевалов,
включая категорийный перевал Азау… 3260 м, с подъемом на «песчаную гостиницу»
по каменной осыпи и с хорошим ледником. В 1993 году ввосьмером дважды пересекли
Северный Тянь-Шань, 4000 км над уровнем моря, хотя из-за случившегося накануне
землетрясения полностью маршрут пройти не удалось…
У истоков нашего велоклуба стоял доцент политеха Павел Протопопов. А в 1989-м
клуб юридически стал общественной организацией. До того как я стал заниматься
велотуризмом (в 1985 году), увлекался больше рыбалкой и музыкой. Теперь на вопрос,
что лучше сломать, руку или ногу, я отвечу: лучше ногу, со сломанной ногой я поеду
в Париж и смогу играть на пианино, а со сломанной рукой ни на велосипед, ни за
инструмент не сядешь.
Ныне мы наиболее активный клуб России, неоднократные чемпионы страны, с 1994-го
состоим во Всемирной Ассоциации веломарафонцев RANDONNEURS MONDIAUX, организуем
велопробеги-марафоны… Скажем, вокруг Цимлянского водохранилища (1000 км в 2005
г.), до Астрахани (400 км) можно добраться за 20–24 часа или махнуть Волгоград
– Париж (1000 км в 2007 г.)…
Однажды мы получили письмо из Франции: «В 1995 г. состоится велопробег «Париж
– Брест – Париж», быть может, заинтересуется ваш клуб?».
– На слуху больше «Тур де Франс»...
– Дело в том, что этот веломарафон (1200 км за 90 часов) ставят в противовес «Тур
де Франс» и большому спорту. Здесь нет больших денег, победителю просто вручают
кубок, прочие получают медали. Как говорит месье Роберт Лепертель – он более 25
лет занимался организацией этого праздника международного велотуризма (4500 участников
из 36 стран), «Вас не спросят: вы проехали 2016 м или 3002 м? Вас спросят – вы
проехали? Вы не сдались?». Ведь спорт – это не только бизнес, допинг и звезды...
У нас в глубинке на велотуристов поглядывают с неодобрением: «Бездельники, на
велосипедах катаетесь…». А жители городков и деревень, через которые проходит
«Париж – Брест», ждут его, как Рождества Христова. Энтузиазм их и бескорыстие
просто невероятны! Ночами люди не спят, стоят вдоль шоссе с фонариками, держат
наготове еду и лекарства.
– Ваша кафедра в политехе весьма специфична. Скажите, а где вы учились?
– Я заканчивал эту же кафедру, остался на ней и не жалею. Хотя могло все оказаться
по-другому. В сентябре 1973 года должна была открыться вакансия на Байконуре,
и я ее ожидал, но со своим руководителем из МВТУ им. Баумана приехал наш выпускник,
нужно было помогать им в проведении экспериментов, связанных с термостатированием
ракет. Вдвоем они убедили меня остаться. И я поступил в аспирантуру в МВТУ. Я
занимался термогазодинамикой и отчасти прикладным программированием.
Потом началась перестройка, потребности производства в науке стали сходить на
нет... Но любой стране мира – если это не символическое государство вроде Лихтенштейна
– нужна действующая армия, ракетные войска, нужны специалисты, следовательно,
остаемся и мы.
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
Опубликовано: 2008-08-20
|