Нужны ли нам национальные школы?
Идея национальных школ витает в Волгограде довольно давно. А в 2005 году на
одной из пресс-конференций, в которой участвовали специалисты городского и областного
комитетов по образованию, была озвучена цифра – в Волгоградской области проживают
представители 140 национальностей – и был поднят вопрос о том, что для развития
толерантности одного народа к другим было бы хорошо создать в городе несколько
национальных школ. Да так, чтобы и преподавание в них велось на родном языке,
и чтобы в кружках при такой школе дети изучали бы еще дополнительно родные этому
народу танцы, песни, обычаи, блюда национальной кухни, рукоделия… Тогда, глядишь,
и национальные праздники будут по всем канонам отмечать не только старики, но
молодежь подтянется. Причем и своя, и «чужая», другой национальности. И будет
тогда всем мир, счастье, взаимовыручка и взаимопонимание!
Позже педагоги предложили создавать национальные школы не только в Волгограде,
а просто в местах компактного проживания той или другой национальности! Например,
для корейских детей такую школу можно будет создать в Быковском районе, для
татар – в Светлом Яре, а для немцев – в Камышине...
На сегодня, август 2008 года, в Волгограде действует лишь одна негосударственная
национальная школа – «Ор Авнер», где учатся еврейские дети. Остальные диаспоры,
землячества и «национальные» общественные организации, увы, пока сдвинуть с
места «школьный возок» не смогли. Дело уперлось, во-первых, в высокую арендную
плату за помещения для будущих школ и, во-вторых, в отсутствие грамотных и любящих
педагогов, свободно владеющих родным национальным языком и русским...
Зачем царю корейцы?
И тем не менее в некоторых национальных объединениях на территории нашего региона
отсутствие полноценных национальных школ компенсировали пока «переходным вариантом»
– наличием хотя бы языковых курсов. Так, бесплатное преподавание немецкого языка
для русских немцев уже много лет ведется в Музее-заповеднике «Старая Сарепта»,
татарский язык изучают на курсах при общественной организации поволжских татар,
а корейский – в Общественной организации Национально-культурная автономия корейцев
Волгограда и Центре взаимопомощи корейцев (ЦВК).
Председатель этого центра Петр Ким первым согласился пообщаться на тему «Нужна
ли поволжским корейцам национальная школа?». Наш разговор коснулся не только
этого вопроса.
– Пока необходимости в создании именно корейской национальной школы у нас нет.
Объясню почему: массовое переселение корейцев в Россию произошло в 1863–1865
годах на Дальнем Востоке. В тамошних русских гарнизонах не хватало хлеба и овощей.
И тогда начальники этих гарнизонов подали прошение императору Александру Второму,
чтобы он разрешил переселение корейцев, которые издавна занимались сельским
хозяйством. Царь просьбу удовлетворил. В Корее стояли неурожаи и голод, а в
России давали «подъемные» деньги, обеспечивали каким-никаким сельским инвентарем
и семенами...
На Дальнем Востоке работали не только корейские национальные школы и институты,
но и театры, издавалась газета на корейском языке. А в 1937 году, боясь, что
среди корейцев «затешутся» японские шпионы, 180 тыс. корейцев погрузили в поезда
и переселили в Казахстан и Среднюю Азию. Естественно, что после такой «мясорубки»
корейцы ассимилировались и расселились практически по всей территории тогдашнего
СССР. Сейчас на территории России в основном проживают корейцы в пятом-шестом
поколении – потомки тех, что уехали тогда при царе из Северной Кореи. Многие
из них не то что языка – просто обычаев не знают. Действительно, зачем изучать
язык, если его негде применять?
– При Общественной организации Национально-культурная автономия корейцев
Волгограда и ЦВК есть курсы корейского языка. В чем же стимул его учить?
– Скажу сразу: по идейным соображениям, мол, я кореец и должен знать родной
язык, к нам приходят единицы. В основном изучать корейский бросаются для того,
чтобы поехать на историческую родину и получить там «рабочую визу», приоритетное
право на престижную и высокооплачиваемую работу. Приходят к нам и дети от первого
до выпускного класса – их мотивируют родители, дескать, язык всегда в жизни
пригодится. Наконец, третья группа – это в основном студенты, интересующиеся
восточной культурой и языками. Многие из них – русские ребята. Мы также сажаем
их в наш «корейский класс» к нашей учительнице Рю Чен Су. Но именно в помощь
ребятам, увлекающимся Востоком, при ВолГУ был создан Центр восточных языков.
Руководит им Александр Варламов, а занятия по корейскому языку ведем попеременно
я и госпожа Лим Хен Сук. В Центре есть еще курсы арабского, турецкого и китайского
языков. Замахиваемся и на японский.
– Как долго надо учить корейский, чтобы заговорить?
– Берусь спорить, что возьму любого человека с улицы и при его заинтересованности
и среднестатистическом уровне интеллекта обучу его в три дня читать. Корейский
язык – очень логичный. В 1463–1465 годах король Седжон собрал ученых и поставил
перед ними задачу – создать алфавит и письменность. За дело взялись не только
филологи и философы, но и анатомы, врачи. Они объясняли, какие органы задействованы
при произношении той или другой фонемы. Например, при произношении «м» задействованы
губы, которые сжимаются. Их и изображает этот иероглиф. «Г» произносится так,
что поток воздуха с шумом и напряжением двигается откуда-то из диафрагмы через
гортань и рот. Об этом «рассказывает» и иероглиф...
– Петр Владимирович, наверное, обидно, что ваши дети и внуки изучают корейский
как иностранный?
– Обижаться бесполезно – так исторически сложилось, но сделать кое-что можно.
Уже который год я ношусь с идеей создания в Волгограде даже не национальной
школы, а национального интерната или детского садика. И сегодня, как при Александре
Втором, многие корейцы работают на полях. А детей куда? Естественно, с собой.
И получается нехорошо: дети почти без присмотра. Вот и возникла идея создать
что-то типа круглосуточного детсада, где месяца на три можно спокойно оставить
ребенка, или интерната, где школьники будут под присмотром и при деле. Ведь
в эти 3–4 месяца можно любому ребенку столько всего дать! И язык изучить, и
танцы, и музыку, и национальную кухню...
– Думаю, изучать и дегустировать национальную кухню к вам вообще все сбегутся:
и дети, и родители...
– Да милости просим! Тем более что в этом году на Волгоградском областном фестивале
корейской культуры как раз и будет «фишка», касающаяся национальной кухни. Когда
Владимир Путин был в Пекине, то на вопрос: «Что вас по-человечески поразило
в Корее» он ответил: «Блюдо ким чи – это вещь!». Ким-чи – это пекинская капуста,
в которую добавляется огромное количество ингредиентов. Думаю, когда это блюдо
готовили для Путина, то там меньше чем тридцатью компонентами не обошлись: чеснок,
полынь, имбирь, рисовый отвар, рыбный отвар, перец и многое другое... Так вот,
на фестивале корейской культуры-2008, который будет в октябре, мы будем на глазах
у гостей готовить ким-чи и угощать... Приходите на фестиваль!
Язык с годика – самое то!
Начальник библиотечно-информационного отдела при Музее-заповеднике «Старая
Сарепта» и методист курсов немецкого языка «Hello, Nachbarn!» Лариса Соловьева
преподает немецкий язык у поволжских немцев. К ней приходят и взрослые люди,
собирающиеся уехать на постоянное место жительства в Германию, и их дети, и
просто русские ребята, которым захотелось подтянуть знания по немецкому языку,
– курсы-то бесплатные!
– Лариса, как вы считаете, необходимо ли создавать национальную школу для поволжских
немцев?
– Это был бы замечательный эксперимент! И стимул. Дело в том, что большинство
моих студентов изучают национальный язык из-под палки. Причин – масса: трудно,
лень, времени нет... Но ведь так поступать с языком категорически нельзя, он
нарабатывается практикой! Поэтому считаю, что преподавать язык надо с детства...
– С садика?
– Раньше! Как только ребенок начинает пытаться говорить. Например, я сейчас
спрашиваю у своего полуторагодовалого малыша: «Wie sprechen Katze uhd Hund?»,
и он отвечает «мяу» и «гав». Но это хорошо, что я знаю немецкий язык, поэтому
имею возможность разговаривать с ребенком с очень раннего возраста. А родителей,
у которых нет в активе языка, национальная школа очень даже бы спасла. Я удивляюсь,
почему наши немцы до сих пор не осуществили этот проект. Ну, нельзя ехать в
страну и, по сути, игнорировать ее культуру! Мы же учим английский язык, совершенно
не собираясь выезжать на ПМЖ в Великобританию!
– Как должны выглядеть занятия в такой школе?
– Там должно быть интересно, чтобы, прослушав тему, хотелось говорить. Практика
языка нарабатывается только диалогами. А чтобы научиться говорить, надо еще
и перестать бояться собственных ошибок. Почему-то этого частенько не могут понять
школьные педагоги. Они отслеживают ошибки, грамотность, но это невозможно на
первом этапе! Гораздо важнее, чтобы у человека появился вкус к языку... А сразу
нельзя стать отличником!
Были у нас прецеденты – учить язык с детсадика, в Красноармейском районе и в
Советском. Детям просто читали сказки на немецком языке, показывая картинки
и голосом интонируя Зайку и Медведя. И дети все прекрасно поняли! И потом они
бежали на эти занятия – им нравилось! И если говорить об идее национальных школ,
то... Может быть, правда надо начинать с садиков?..
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-08-13
|