Лучший преподаватель ВолГУ-2008: педагогика и психология на работе и дома
…Лучшего преподавателя в ВолГУ выбрали путем компьютерного анкетирования сначала
студентов очного и заочного отделений, потом преподавателей и сотрудников университета.
И вот поздравляем победителя ежегодного конкурса «Лучший преподаватель»
– старшего преподавателя кафедры математических методов и информатики в экономике
ФУРЭ Ольгу Петровну Горшкову.
– Ольга Петровна, ваши коллеги в отпуске, а вы на кафедре за работой. Почему?
– Я заместитель декана по социальной работе. Сейчас мне надо подготовить документацию
и помочь студентам факультета с заселением в общежитие. Отложить эти дела на время
после отпуска невозможно.
– Но вы не только заместитель декана, но и лучший преподаватель…
– Да. Мне было очень приятно узнать, что студенты и коллеги так оценили мой труд.
– Как вы думаете, что их побудило проголосовать именно за вас? Чем вы интересны
как преподаватель?
– Думаю, общением со студентами на равных. Я не придерживаюсь принципа, что на
паре со мной можно разговаривать только на тему занятия. Где-то я могу с ними
пошутить, иногда – сыронизировать. Когда я вижу, что студенты устают и теряют
внимание, я стараюсь их взбодрить. Аудитория отлично на это реагирует – после
быстро включается в плодотворную работу.
Я пришла в преподавание 13 лет назад – до этого работала в другой сфере. Поначалу
я испытывала сильное волнение, растерянность. Но вскоре я освоилась, вошла в удобный
режим подготовки к занятиям, приобрела навыки общения с аудиторией. Так и первокурсники,
у которых я веду информатику, после школы окунаются в незнакомый и непривычный
им мир студенчества. Их, конечно, необходимо подбодрить, помочь каждому адаптироваться
в новой для них системе учебы и общения.
– Как вы помогаете ребятам освоить нелегкие знания по информатике?
– Я стремлюсь заинтересовать студентов предметом. Стараюсь, чтобы они нашли то,
что будет каждого в отдельности привлекать и хорошо у него получаться. Когда видишь
положительный результат, получаешь похвалу за свою работу – это стимулирует. Объясняю
материал каждому индивидуально, отвечаю на все вопросы – пока все не станет понятно.
– И каковы результаты?
– Студенты на зачете показывают хорошие знания. Еще меня порадовали мои дипломницы:
обе защитились на «5». И это при том что одна из девушек дописывала дипломную
работу в роддоме.
– Как вы готовитесь к занятиям?
– Подготовка к первым лекциям занимала много времени: нужно было наработать материал,
освоить методику преподавания. Приходилось много времени проводить в библиотеке.
Сейчас… остается только дополнять свои знания. В этом хорошо помогает Интернет.
Также отслеживаю и покупаю новую методическую литературу для себя и студентов.
– А для души что вы любите читать?
– В основном легкие детективы – чтобы отвлечься от дел, расслабиться.
– Ваши дети имеют отношение к преподаванию?
– Моя дочка три года вела за мной семинары, и у нее хорошо получалось. Но сейчас
она и мой сын работают по специальности: дочь окончила «Мировую экономику», а
сын – «Маркетинг».
– А внуки у вас есть?
– Внуку скоро будет три года. Иногда он просит рассказать о своей работе. Но как
только я начинаю, он говорит: «Достаточно. Расскажешь еще в другой раз». Я принимаю
активное участие в воспитании внука. Много ему читаю, рассказываю что-нибудь познавательное.
Мальчик уже знает все буквы и цифры. Компьютер тоже пытается освоить. Меня слушается.
А если начинает вредничать, я его отвлекаю, переключаю внимание на что-то другое.
Психология и педагогика применимы не только на работе, но и дома.
– Что побуждает вас каждое утро вставать и идти на работу?
– Я не представляю себя вне работы. Сидеть дома и только заниматься хозяйственными
делами – для меня это неприемлемо. Мне нравится моя работа, общение с людьми,
которых здесь вижу. Работа – это стимул всегда хорошо выглядеть, быть с хорошим
настроением, быть в тонусе. Дома есть повод расслабиться, а на работе ты собран.
Плохое настроение должно оставаться за порогом университета.
– Ваш жизненный принцип?
– Моя мудрость от бабушки. Она говорила, что все люди очень хороши и добры. И
что ко всем надо относиться также с любовью. Отсюда и моя жизненная позиция: найти
в каждом человеке лучшее.
– Ваши пожелания читателям газеты.
– Желаю больше побед и семейного счастья – чтобы были близкие люди, которые бы
разделяли ваши радости, рядом с которыми можно было бы отдохнуть.
– А для себя чего бы вы хотели?
– Ну… Почему бы не стать лучшим преподавателем 2009 года?!
Досье
Горшкова Ольга Петровна, старший преподаватель, заместитель
декана факультета управления и региональной экономики по социальной работе,
автор учебно-методических пособий по основам информатики и вычислительной технике
и по автоматизированным банкам данных. Читает курсы лекций и ведет практические
занятия по дисциплинам «Информационные системы в экономике», «Информационные
технологии в экономике», «Автоматизированные банки данных», «Информатика», «Информационные
системы в маркетинге». Руководит курсовыми и дипломными работами студентов.
Биография: в 1979 г. окончила Азербайджанский институт народного хозяйства
по специальности «Организация механизированной обработки экономической информации».
В 1981–1993 гг. работала в Академии наук Азербайджанской ССР. С 1993 г. работает
на кафедре математических методов и информатики в экономике ВолГУ.
Научные интересы: моделирование баз данных в экономических системах,
автоматизированные информационные технологии в экономике, автоматизированные
информационные технологии в маркетинге, маркетинговые исследования рынка.
Ирина МИРОНОВА
Опубликовано: 2008-08-06
|