Вожак детской стаи
Почему-то считается, что вожатый – это легкая профессия. Действительно, что
тут трудного? Утречком разбудил деток-конфеток, проводил их на зарядку, потом
– на завтрак, поиграл-повеселился с ними часа два, а там уже и обед близко.
На тихом часе уложил их баиньки, и сам с ними прикорнул. После выдал им полдник
– печеньки и сок, опять поиграл с ними, а там глядишь – вечер уж наступил, пора
на дискотеку собираться... Вот и день пролетел! А их в смене любого оздоровительного
лагеря аж 21. Не работа, а сплошная малина, за которую еще и деньги платят, кажется
со стороны. Но это только со стороны и на первый непосвященный взгляд...
Есть люди, которые родились... да-да... именно профессиональными вожатыми. Столько
в них энергии, задора и ответственности, что дети «считывают» все эти качества
за версту и идут за таким человеком, безоговорочно признав в нем лидера. О ком
это я? Да о вожатой ВООО Российского Союза Молодежи Румие Рзаевой!
Вожатский опыт Румии (кстати, экс-корреспондента «Молодого») насчитывает четыре
года. Первым «плацдармом» стал профильный лагерь юных журналистов «Острое перо»
в 2005 году. Был опыт работы вожатой в детском лагере «Казачок» на Азовском море,
в историко-краеведческом лагере «Полиглот» и в лагере студенческого актива «Решает
сама молодежь». Об уровне Румии говорит следующий факт: в педотряде ВООО РСМ,
который послезавтра отправится в очередную смену «Острого пера», 11 (!) воспитанников
этой девушки с экзотичным именем. Николай Гурин, Ангелина Александрова, Юлия Ромашкина,
Диана Леднева, Маргарита Казанкова, Татьяна Копченко, Татьяна Фиалко, Сергей Сторублевцев,
Анна Покатило, Никита Гомонов и Лариса Дорофеева еще год-два-три назад были «детьми
из отряда Румии» или «ребятами из четвертого». Дело в том, что Рума принципиально
выбирает себе именно 4-й отряд. Видимо, потому что журналистика – четвертая власть...
Второй момент – добряшки. Товарищи взрослые, возьмите на заметку: наличие добряшек
– показатель любого КАЧЕСТВЕННОГО детского лагеря! Добряшки – это самодельные
открытки, на которых пишутся добрые слова и пожелания. Их незаметно (главная фишка!)
подкидывают адресату под подушку или прикрепляют на его дверь. Так вот, у Румии
добряшек, выполненных в виде сердечек, мишек, цветочков, свечек, капелек, радуг
и даже дружеского шаржа, более ста. И от текста каждой поднимается самооценка,
хочется летать, петь, творить на все сто.
– Румия, поделись, где сложнее работать: в профильном лагере или обыкновенном?
– Смотря какую планку ты перед собой ставишь. В обыкновенном лагере легко физически,
потому что все строится по схеме: разбудил-покормил-присмотрел. Некоторые вожатые
так и говорят: «Мы здесь для того, чтобы детишки друг друга не поубивали, а так
пусть что хотят, то и делают!». Очень часто в оздоровительных лагерях взрослые
озабочены не тем, чтобы гостящие у них мальчишки и девчонки хорошо и интересно
отдохнули, а как бы на этих детях сэкономить так, чтобы остаток положить себе
в карман... И тогда даже у болеющего за свое дело вожатого, раз никому его азарт
не нужен, опускаются руки, он профессионально «умирает»... То есть морально в
обыкновенном оздоровительном лагере, на мой взгляд, тяжелее.
В профильном лагере тяжело физически: ты выкладываешься на все сто почти ежеминутно.
Ты обязан 20 часов быть радостным, креативным, ответственным, здоровым и мудрым
лидером, руководителем команды, который и скучнейшую уборку бумажек на территории
лагеря превращает в классную акцию. Остальное время – четыре часа – приходится
на сон. И такой ритм – 21 день! Зато какая награда видеть, как «твои» дети меняются,
развиваются, становятся лидерами! А к концу смены рождается команда, и теперь
уже каждый друг другу не просто знакомый, а товарищ, с которым интересно общаться
и у которого можно всегда найти поддержку...
– Твое общение с детьми не ограничивается «благополучными» ребятами. Были в
твоей практике и воспитанники детских домов, кадеты... Как находила общий язык
с ними?
– Секретов два: во-первых, я всегда была с ними искренней, честной и видела в
них таких же замечательных ребят, как и те, что приезжают в мое любимое «Острое
перо». Второй момент – надо уметь разговаривать с этими детьми на их языке. Необязательно
«трехэтажно», сказать так, чтобы пробрало, можно и литературно... Кстати, видя
честность и искреннюю заинтересованность в них, эти дети всегда принимали мою
сторону... В последний вечер в лагере «Казачок», что на Азовском море, «мои» дети
напились. Я веду завершающую «свечку», ругаю их за это, сама почти реву, и тут
заходит директор лагеря... Думаю: «Ура, сейчас она меня поддержит в пропаганде
здорового образа жизни». Глядим, а она сама навеселе, тоже отмечает окончание
смены... Но самое главное, что когда директор лагеря ушла, моих детей как раз
и пробрало. То ли моя пламенная речь помогла, то ли жалкий вид начальницы лагеря,
но... они говорили, что теперь им искренне стыдно за выпивку.
Лешку Жусова я помню еще ребенком «Острого пера». Сегодня Алексей – сам вожатый
профильного лагеря «Лидер», который расположился под Калачом-на-Дону на базе
им. Вани Цыганкова.
Как признался сам Леша, его отряд – третий – сложен именно своим, ну, очень
переходным возрастом 12–14 лет. Но обо всем по порядку...
– Для многих в этот период представители противоположного пола воспринимаются
как враги, – как умудренный опытом педагог-психолог, рассказывает мне Алексей.
– Поэтому реплики: «Я с девчонкой за ручку на сцене во время вечернего концерта?!
Да щас прям!» вполне нормальны. Убедить можно только одним: «Чувак, так ты будешь
круто выглядеть в глазах других, более старших пацанов!». Все дело в том, что
парни постарше, которым уже есть хотя бы 15, рады были бы показаться на сцене
с симпатичной девушкой...
– Случались ли в твоем отряде ситуации «вне контроля»?
– Да сколько угодно! Например, мальчишки придумали обливаться водой с гуашью,
а девчонки – в визг и слезы: вы нам одежду перепортите! Пришлось отзывать в
сторону неформальных лидеров, дескать, вы сами подумайте, что творите! Прекратили
они – прекратили обливаться и все остальные. Это тоже один из секретов мастерства
вожатого: быть в хорошем контакте с неформальными лидерами.
– Какие еще проблемы одолевают уехавших в лагерь?
– Классическая проблема – дети скучают по дому, родителям, друзьям. Тут надо
по-человечески с ребенком поговорить, за руку его подержать, может быть, попросить
его о чем-нибудь, чтобы он почувствовал себя нужным. И тогда слезы высохнут
сами собой! Есть другая категория ребят: они ничего не хотят делать, и приехали
в лагерь как на шоу: чтобы их тут развлекали. А поскольку никто здесь на ходулях
не ходит и фокусы не показывает, то им постоянно скучно. Объясняю: пока ты сам,
дорогой, не начнешь «врываться», тебе так и будет скучно. Некоторые воспринимают
совет, и их жизнь приобретает краски. Другие так и лежат на кровати...
– Вопрос на засыпку: чему ребята учат тебя?
– Ой, многому! Например, по жизни я чаще всего «человек за кадром». А здесь,
если ты сам требуешь от народа легко и непринужденно выходить на сцену, то будь
добр, делай то же самое. То есть я не могу потребовать от ребят того, чего не
делаю сам. Работа в лидерском лагере – это и проверка на выносливость. Ты должен
быть веселым, находчивым и здоровым все 24 часа в сутки. Наконец, это и опыт
работы в команде, когда ты формируешь ее так, что «лишних» просто нет.
– Слышала такое мнение: у тех, кто поработал вожатыми, нет желания обзаводиться
собственными детьми...
– Глупость какая! Наоборот, здесь, в лагере, я приобрел колоссальный опыт по
воспитанию детей, которым потом буду пользоваться. За 21 день как только не
исхитришься, чтобы добиться результата! И радуешься с детьми их победам, как
будто сам Памир покорил...
КСТАТИ
В системе молодежной политики вожатый – ключевая фигура! Потому каждая общественная
организация имеет свой педагогический отряд. Педотряды работают в профильных
лагерях: «Альтаир», «ДТД», «Интеграл», «Искра», «Костер», «Полиглот», «Творческие
спасатели», «Торра», «Мечта» и др. А готовят хороших вожатых сами общественные
организации из числа детей-активистов.
Можно получить и специальное вожатское образование в Волгоградском институте
молодежной политики и социальной работы (справки по тел. 70-27-81).
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-08-06
|