Нелюбовь к плагиату
Нескучные лекции, дискуссии у камина, ученые степени с замысловатыми названиями
и предложения работы с огромными, по нашим меркам, зарплатами для выпускников
– для большинства российских студентов именно эти слова характеризуют западное
образование.
Сегодня зарубежное образование востребовано в России как никогда – все больше
школ предлагают ученикам обучение по международным программам. Теперь практически
любой желающий, получив диплом International Baccalaureate или A-level, может
рассчитывать на поступление в европейский вуз. И многие пользуются этой возможностью.
Однако оптимистичное представление российских студентов о зарубежных вузах не
всегда соответствует реальности.
Так, например, совсем не обязательно, что семинары и лекции у вас будет вести
носитель языка. Большинство выпускников обычных и тем более международных школ
в России знают английский язык на достаточном уровне, чтобы понимать хорошо поставленную
и подготовленную речь лектора-англичанина. Однако то, что говорит тайванец, который
ведет у меня семинары по бизнесу, я разобрать не могу. Судя по лицам слушающих
его шотландцев, смысл его слов является загадкой и для них...
Кстати об учебниках. Они совсем не дешевые. Комплект на первое полугодие обошелся
мне в 5000 рублей. Мне еще повезло – я нашел второкурсника, которому, понятное
дело, книги с первого года были ни к чему, и он согласился продать мне полный
комплект по оптовой цене. Если же приобретать его в книжном магазине, можно попрощаться
с 8000–9000 рублей. Стоит, однако, отметить, что эта сумма была бы намного выше,
не печатай университет свой собственный, собранный из нескольких, учебник по бизнесу.
Дело в том, что в университете существует определенная система вычета баллов за
пропущенные занятия. Так, если студент все же умудрился исчерпать свой лимит и
пропустил 5 семинаров, из его финальной оценки вычитают 5 баллов, если он не появился
на 6 семинарах, то его штрафуют аж на 10 баллов. Поэтому большинство студентов
планируют, на какой семинар пойти, а на какой не обязательно. Еще один пример
заботы о студентах – наличие основных тезисов лекции, которые раздают тут же,
при входе. Я считаю это очень удобным – нужно лишь быть достаточно внимательным,
чтобы записать пояснения и примеры. Поэтому пропустить что-то важное практически
невозможно. Если студент все же не приходит на лекцию, он всегда может либо взять
распечатку тезисов в офисе лектора, либо воспользоваться студенческим порталом,
на котором заботливо выкладываются презентации, показанные во время занятий.
На этом портале можно записаться на семинары, найти задания к будущим и ответы
к прошедшим семинарам, отследить свою посещаемость и посмотреть свои оценки. Кроме
того, через него сдаются электронные копии рефератов и курсовых, которые потом
проверяются на наличие плагиата. Наличие этой системы ведет к тому, что почти
все без исключения студенты зарубежных университетов пытаются писать все сами,
а не списывать из уже опубликованного материала...
И все же главное, что отличает зарубежные вузы от российских, – это процент трудоустройства
их выпускников по специальности. Это происходит не столько потому, что диплом
University College London котируется намного выше диплома МГИМО (грамотный работодатель
смотрит прежде всего на знания, а не на оценки), сколько потому, что зарубежные
компании заинтересованы в выпускниках намного больше, чем российские. Они следят
за достижениями студентов с 1-го курса. Для этого организуются встречи, на которых
менеджеры рассказывают студентам о деятельности компании. Студенты могут пройти
тест, по результатам которого их приглашают на собеседование и либо в перспективе
принимают на работу, либо предлагают поработать стажером. Именно так начинается
карьера многих...
Мне кажется, что именно этого, может быть, маленького, но очень важного момента
не хватает в современной российской системе образования.
(Перепечатка из журнала студентов МГУ «Exclusiv»)
Владимир Удалов
Опубликовано: 2008-07-31
|