Один диплом – заслуга, второй – лишь заполнение досуга?
Два года назад я закончила ВАГС и нашла прекрасную работу. Заметьте, по
специальности! Что бывает довольно редко. А в июне снова стала студенткой. На
сей раз педагогического университета. Вопрос «зачем тебе это надо?» я прослушала
раз 30. Но для себя ответ я знаю точно. Мнения же моих знакомых по данному вопросу
кардинально противоположны.
Юристам и стоматологам
На второе высшее идут по двум причинам. Либо в первый раз сделали неправильный
выбор, либо знаний перестало хватать. Существует много проблем, которые не позволяют
школьникам выпускных классов сделать изначально правильный выбор. Во-первых,
это воля родителей. Исключительно желая добра, чадо запихивают в тот вуз, где,
по мнению сердобольных предков, можно получить действительно хорошо оплачиваемую
специальность. Например, юриста или стоматолога. Начав жить отдельно от родителей,
человек возвращается к своей мечте. И, возможно, он уже никогда не станет философом,
а будет зарабатывать на хлеб знанием законов, но осуществить мечту и избавиться
от ощущения неудовлетворенности жизнью всегда полезно.
Во-вторых, страх перед армией. Помню, как горько мне было смотреть на своих
сокурсников, которые добровольно заточали себя в стенах учебного заведения и
не учились, а мучились в течение пяти лет. Но это уже другая тема.
И, конечно, странные предложения на рынке труда. Мне сложно понять, зачем, например,
секретарю, в чьи обязанности входит заваривание чая и перекладывание бумаг с
места на место, высшее образование. Но тем не менее на большинство мест требуются
кандидаты с в/о. И вот вчерашние школьники поступают на какую-то невнятную специальность
в вуз, лишь бы было образование. Потом осознают, чем хотят заниматься в действительности,
и переучиваются. А современные соискатели лучших вакансий не останавливаются
на одном образовании. И, стремясь стать более привлекательными объектами на
рынке рабочей силы, получают второе, а то и третье высшее образование.
Я же снова стала студенткой вот почему. Высшее образование – это фундамент.
За два года работы я приобрела огромный практический опыт. И все мои навыки
и умения, полученные в процессе работы, нагромождаются в виде этажей дома. Чтобы
такой массив выстоял и я могла прирастать новыми и новыми этажами, я и решила
увеличить свой фундамент, получив еще одно базовое образование, которое не идет
вразрез с моим первым, управленческим, а сможет качественно дополнить его.
Детали
Но, как и у всякого другого процесса, у второго образования есть и плюсы, и
минусы.
Прежде всего получение новых знаний – это саморазвитие. Базовое классическое
образование расширяет кругозор, заставляет работать мозг. Оно еще раз систематизирует
те знания, которые уже получены на практике, и приводит в порядок мысли.
Для кого-то поступление в вуз во второй раз – это возможность общаться с людьми,
равными по интеллекту. Мало того что основная масса сокурсников уже будет иметь
определенный статус в обществе, так они продолжают завоевывать новые высоты.
А значит, есть возможность заиметь массу полезных знакомств и связей. Взрослых
студентов и преподаватели воспринимают более серьезно: они знают, зачем пришли,
и задают конкретные вопросы. И если установить с преподавателями хорошие отношения,
впоследствии всегда будет к кому обратиться за советом в своей практической
деятельности.
И даже то, что на учебу требуется немало времени, я бы отнесла к положительным
сторонам процесса. Давно замечено, что чем больше планируешь, тем больше успеваешь.
И хотя телевизор и посиделки с друзьями уйдут на второй план, время будет тратиться
более рационально. Процесс обучения ломает ежедневную рутину «дом-работа-дом»
и позволяет оценить какие-то проблемы со стороны, взять тайм-аут и продолжить
работу с новыми силами.
Теперь оборотная сторона монеты. Руководство компании в большинстве случаев
не приветствует стремление сотрудника тратить время на образование. Ему-то выгодно,
чтобы вы сидели на своем рабочем месте, а не открывали новые горизонты своей
карьеры.
По трудовому законодательству работодатель обязан предоставлять оплачиваемый
отпуск на период сессии только работникам, получающим первое высшее образование.
А вот со вторым сложнее. Можно получить либо неоплачиваемый отпуск, либо огромный
конфликт. И только если руководитель заинтересован в получении вами новых знаний,
компромисс будет найден.
Для кого-то продолжение обучения не является возможным из-за стоимости обучения.
Государство обеспечивает нам только одно бесплатное образование. За каждое следующее
вы должны отваливать немалые суммы из своего кармана.
По мнению многих моих знакомых, кто уже получил второй диплом, качество образования
оставляет желать лучшего. И те же самые учебные заведения, которые дают шикарное
очное образование, на заочном перестают обращать внимание на студентов, превращая
процесс обучения в планомерное высасывание денег в ожидании выдачи очередной
корочки. Но это, пожалуй, самое субъективное мнение, так как заочное образование
рассчитано прежде всего на сознательность самого обучающегося.
Какова цель?
Конечно, все зависит и от конкретной ситуации. От того, хотите вы дополнить
свои знания или кардинально сменить область деятельности. Работая в PR, могу
сказать точно, что ни в одном вузе, даже в столичном, по данной специальности
не дадут столько знаний, сколько можно получить на практике. В подобном случае
вам помогут семинары, тренинги, посещение фестивалей, обмен опытом с коллегами.
А вот если вы из математика решили переквалифицироваться в провизора, тогда
без нового образования никуда.
Одно могу сказать точно: на второе высшее сейчас настоящая мода. Все больше
и больше молодых людей поступают на второе высшее, порою до конца не осознавая,
для чего им это нужно. Не успев применить знания на практике, вчерашние студенты
стремятся переучиться/дополнить/расширить свои знания. Но для кого-то это лишь
«коллекционирование корочек», а для кого-то жизненная необходимость.
Стремясь построить свою карьеру, стать специалистом, не нужно получать образование
просто так. Прежде всего задайте себе парочку вопросов: какова моя цель? что
я буду делать через 5 лет? через 10 лет? И если действительно понимаете, что
не хватает каких-то знаний, тогда нужно получать второе высшее, идти на курсы,
учиться на практике. Ведь знаний много не бывает!
Мария Ибрагимова, HR-менеджер ИД «Абак-Пресс»:
– Однажды я получила качественное классическое образование. Оно воспитало
мои мозги (матфак), я научилась искать нужную информацию, анализировать ее,
оперировать ею.
Однако в настоящий момент мое первое образование себя исчерпало. Мне нужны новые
свежие знания. И главная причина получения второго высшего – получение знаний
в соответствии со спецификой своей работы в настоящем и желание совершенствоваться
в этой области.
Елена Ветюгова, студентка:
– Я считаю, что второе высшее образование – это неосознанный выбор! Человек
работает, осознает, что ему не хватает каких-то знаний. Но знаний-то не хватает
практических! А он идет на второе высшее, где рассказывают все то же самое.
Так зачем тратить свое драгоценное время на изучение того, что тебе уже рассказывали?
Я выбираю тренинги, семинары. Мечтаю получить диплом MBA, где покажут инструменты,
применимые на практике.
Анна РЫКОВА
Опубликовано: 2008-07-24
|