БЕСЕДЫ О КУЛЬТУРЕ
В.Б. Смирнов: Творческой интеллигенции нужна поддержка государства
Наша культура сейчас переживает не лучшее время – потеряны все нравственные
ориентиры, «разумное-доброе-вечное» стало «неформатом».
Кто виноват и что делать? Как изменить эстетические вкусы аудитории и привить
ей элементарные понятия о светлых идеалах? Массовая культура этим заниматься
не хочет – перевоспитывать погрязшее в разврате стадо коммерчески невыгодно.
Очаги сопротивления моральному разложению общества – «толстые журналы». Есть
в нашем регионе литературно-художественный журнал «Отчий край». Он существует
уже почти пятнадцать лет и трудится на ниве возрождения духовных традиций русского
народа. Мы решили побеседовать о современном состоянии культуры с его бессменным
редактором – Виталием Борисовичем Смирновым.
– Раньше вокруг литературно-художественных журналов формировались интеллектуальные
кружки, они были читаемы и востребованы. Насколько изменилась роль «толстых
журналов» в жизни общества?
– Испокон веков (а если конкретнее, то с XVIII) литературно-художественные журналы
(екатерининский «Всякая всячина», новиковский «Трутень») были тесно связаны
с политической культурой общества. Очень важным аспектом была цензура. Западная
журналистика на 80% была чисто литературной (плюс публицистика), а у нас она
была одновременно орудием политическим. Одна категория журналов стремилась к
сохранению существующих в обществе порядков (ее сейчас не очень точно называют
«реакционной»), и всегда существовала журналистика оппозиционная. Между ними
существовало противоборство. И зачастую в так называемых «толстых журналах»
интересы политические являлись превалирующими над интересами чисто эстетическими.
То же самое было и в Советском Союзе: противоборство между журналами «Октябрь»
(выражал официозную точку зрения) и «Новый мир» (более прогрессивный). Сегодня
парциальность («партийность») интересов нашей литературной журналистики сохраняется.
Но в связи с политическими процессами, происходившими последние двадцать лет,
общество стало в плане идейном более разнообразным, что отразилось и на журналистике.
Журналы сейчас перестали быть рупорами какой-то национальной идеи, потому что
она у нас до сих пор не выработана. Еще журналы перестали быть центрами объединения
литераторов по эстетическим интересам. Упали и тиражи.
– У каждого времени – свои литературные герои. Какие литературные герои сейчас
актуальны? Чичиков и Великий Гэтсби?
– Взгляните на экран телевизора и сами все увидите! Они представлены и в нашей
всей литературной поденщине. Редко сейчас можно найти книжку о человеке. В советские
времена существовал особый жанр литературы – производственный роман. Рассказывалось
о простых рабочих людях. Много ли сейчас книг о современном производстве? О
современном сельском хозяйстве тоже ничего нет. Сегодняшние герои – олигархи,
«менты», женщины легкого поведения.
– Что сейчас происходит с культурой? Правомерно ли говорить о ее упадке?
– Культура – понятие настолько всеобъемлющее! Оно начинается с того, как мы
общаемся друг с другом, чем мы питаемся, как мы едим. Есть культуры бытовая,
материальная, поведенческая. Мы с вами можем говорить о бытовом культурном прогрессе
– например, если раньше были деревянные ложки, то сейчас едят металлическими.
Если говорить о литературно-художественной культуре – определенный упадок в
ней наблюдается.
Опять же нужно знать критерии прогресса литературно-художественной культуры.
В ее истории, как известно, бывали и спады, и подъемы. Критик Переславов («Литературная
газета») называет современный этап «смертью литературы». Это уж слишком исключительная
точка зрения. Упадок литературы в наше время связан с определенной нравственной
деградацией общества, связанной с переходом к иной экономической системе. Капитализм
у нас разгулялся – везде жажда наживы и обогащения. Личный интерес подавляет
все прочие. О государстве сейчас мало кто думает. Это отражается и на современном
состоянии нашей отечественной журналистики и литературы. Мы вступили в новую
стадию экономического развития, суть которой заключается в фетишизации рыночной
экономики. А рыночная экономика (при отсутствии четкой государственной культурной
политики) работает по принципу «получай доход», «выколачивай рубль на чем угодно».
Поэтому сейчас появилось очень много частных изданий.
В Китае существует тонкая и сбалансированная политика по отношению к литературе,
к культуре в целом и конкретно к личностям, которые эту культуру делают. Государство
оказывает помощь своей творческой интеллигенции. У нас же были уничтожены творческие
союзы как элементы в структуре государственной политики. Правда, уже начинают
вести разговоры о возрождении этих союзов. Сейчас они имеют статус общественных
организаций и властью материально не поддерживаются. Потому все наше культурное
сообщество оказалось в нищете. Государственные гонорары практически не выплачиваются.
Если советский писатель издавал книгу, он мог безбедно существовать лет десять.
Сейчас этого, увы, нет! Наш журнал – «Отчий край» – существует при поддержке
региональных властей (в частности, благодаря содействию губернатора Н.К. Максюты).
А многим журналам вообще приходится выживать – они заняты тем, что стараются
выбить где-нибудь лишний рубль – надо же на что-то продолжать свое благое дело.
Эти перемены сказались и на литературе, которая за последние два десятилетия
приобрела стойкий рыночный характер со всеми вытекающими отсюда последствиями:
порнуха, чернуха, сексография, бандитские разборки, детективы. Все ориентируется
на публику, которая не имеет четких эстетических вкусов. Деньги сколачиваются
на низменных интересах читателей. А попробуй сейчас издать какую-нибудь хорошую
книгу, которая бы настраивала читателя на здоровое нравственное восприятие мира?
Будешь годами пробивать, чтобы кто-нибудь из наших лавочников взял бы ее на
предмет издания. Книга не выйдет, потому что в ней стрельбы нет и кровати не
скрипят. Потому говорить о том, что литература в наше время является властительницей
дум, увы, невозможно. Надо менять ориентиры в культурной политике. Сейчас такие
разговоры ведутся: и из уст Путина, и из уст Медведева можно услышать, что нам
пора заняться культурой по-настоящему. Упадок культуры – состояние временное.
Но вопрос с его преодолением нужно решать как можно оперативнее.
– Взрослого человека очень трудно перевоспитать – в большинстве случаев ему
не поможет даже бамбуковая палка. С молодежью гораздо проще.
– Совершенно справедливо! Мы становимся обществом без будущего. Виновато наше
легкомысленное отношение к жизни. Воспитанием ребенка сейчас занимается не семья,
а улица и различные группировки по интересам. Что ждать от нашей молодежи, если
она будет продолжать развиваться в этом духе?
– Способна ли вообще литература (и, в частности, литературно-художественный
журнал) изменить человека?
– Ну, я не настолько наивен, чтобы надеяться на скорейшее выздоровление общества.
Вот Некрасов с Салтыковым-Щедриным издавали журнал на протяжении восемнадцати
лет. И что? Преобразовали они общество? Тут надо уповать на то, что чтение журнала
даст хотя бы какой-то толчок к размышлениям и к минимальным преобразованиям
в нравственном мире читателя. Ведь изменение окружающего мира начинается с изменений
во внутреннем мире отдельно взятой личности. Иными словами: «Хочешь изменить
мир – начни с себя».
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-07-17
|