РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО – большое ЯБЛОКО РАЗДОРА
Вчера наблюдал в одном из супермаркетов нашего славного города весьма душещипательную
картину. Стою в очереди. Передо мной – древняя-древняя бабуля с раритетной авоськой.
Пробивает на кассе свою нехитрую продуктовую корзину – соль, сайка хлеба, туалетная
бумага, горох и растительное масло.
«Орудие Аннушки» и стало яблоком раздора. Когда пробивали бутылку с золотистой
жидкостью «антиберлиоз», оказалось, что стоит эта радость на восемь рублей дороже,
чем предполагала пожилая покупательница. Бабушка заохала-заахала: «Ой, такую дорогую
брать не буду! Дочка, не надо мне это масло!» Кассирша пожала плечами и сказала
старушке, что чек уже пробит и обратно товар вернуть никак нельзя. Бабуля начала
возмущаться: «Как так?» Продавщица ей еще раз внятно объяснила, что товар возврату
не подлежит. Далее – джойсовский поток сознания на темы «я за родину-за Сталина»,
«что за безобразие, вызову милицию», «какое неуважение к пожилым людям», «павуки-кровопийцы,
обдирают как липку честной народ». Кассирша попала под раздачу. Словесная дуэль
продолжалась минуты три. Прения на тему возврата злосчастного «антиберлиозовского
снадобья» жестоко выносили «моск». Правдорубческий глас оскорбленного достоинства
сменился жалобным голосом обиженного ребенка: «Дочка, ну возьми ты это чертово
масло обратно! Христом-Богом прошу! У меня ж денег-то под расчет!». Но изрядно
разозленная кассирша была хладнокровна к старческим стенаниям. Пришлось добавить
бабушке мелкого прайса на масло, чтобы эта эпопея наконец-то закончилась, и все
люди с облегчением вздохнули...
Проблема на самом деле в следующем. Нередко в магазинах развешиваются «левые»
ценники, а в реале товар стоит чуть-чуть дороже. Ставка делается на то, что многим
два-три рубля разницы – не так уж и много. Я бы и сам не стал подымать кипиш из-за
такой смехотворной разницы. Многим просто стремно возмущаться на людях по поводу
своих обманутых ожиданий. Кому охота выглядеть в глазах общественности нищим и
безденежным? Но для бабушки с ее мизерной пенсией восемь рублей – целое состояние:
почти буханка хлеба или два рулона туалетной бумаги. А это дело нешуточное! И
здесь неуместно применять такие слова, как «скупердяйство», и словосочетания типа
«удавятся за копейку». Не у всех пенсионеров есть лишние деньги – вся пенсия подсчитана,
на похороны отложено, вся жизнь расписана «под расчет».
Продавщица этого магазина мне пожалилась: «Эти бабки уже достали – все нервы вымотают
за день.
Не могут внимательно на ценники посмотреть. А что я сделаю? У нас не положено
возвращать товар на место после того, как чек уже пробит. Весь гнев обрушивается
все время на меня. Пусть с администратором разбираются, не я же эти ценники вешаю.
Мое дело – стоять на кассе и пробивать чеки».
В Роспотребнадзоре нам дали такой полезный совет: «Очень часто бывает,
что на прилавках висят неправильные ценники, и таким образом покупателя обманывают.
Не следовало возмущаться, кричать, рвать себе нервы. Бабушке нужно было:
1) обязательно сохранить чек;
2) повторно зайти в торговый зал;
3) взять ценник;
4) принести чек вместе с ценником к нам. Если различия в цене действительно есть,
значит, можно с уверенностью сказать, что неправы были в магазине. Эти улики будут
являться доказательством нарушения прав потребителя».
Бушевать не стоит; если вы уверены в своей правоте, лучше спокойно последовать
роспотребнадзоровскому совету.
Что можно в магазине
1. Если вы нечаянно задели полку с товаром и банка с помидорами разлетается
вдребезги, платить вы за нее не обязаны. Как пояснили в КонфОП, согласно
Гражданскому кодексу, «риск случайной гибели или повреждения имущества» в этом
случае лежит на собственнике. Таковым является магазин, до тех пор пока вы
не получили чек за оплату товара на кассе.
2. Если вы испортили товар намеренно или по своей халатности (например,
держа в руках пять бутылок, потянулись за шестой и обвалили всю полку), то придется
заплатить. Согласно статье ГК, вред, причиненный имуществу гражданина или юридического
лица, «подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Если вы
уверены в своей невиновности, то можете попытаться доказать, что всему виной,
например, свежевымытый скользкий пол, заваленный коробками проход, хлипкая конструкция
стеллажа, нагромождение бутылок и т.д. В большинстве супермаркетов есть видеокамеры,
которые на 90% все прояснят. В противном случае, особенно если товар дорогой,
магазин, вероятно, подаст на вас в суд и будет доказывать свою правоту. Так
что лучше взять координаты у оказавшихся рядом двух свидетелей. Магазин сразу
же станет оформлять акт о случившемся (для отчета по бухгалтерии).
3. Требовать от покупателя документы администрация не имеет права. В
случае вашего отказа она может вызвать милицию, которая это сделает. Сотрудники
ЧОП не захотят до этого момента выпускать вас из магазина. Однако делать это
они должны «аккуратно». В противном случае можете блеснуть знанием Уголовного
кодекса – статья 203: «Превышение полномочий служащими частных охранных или
детективных служб» влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком до
семи лет.
4. Охранники не могут заставлять сдавать сумки при входе, тем
более останавливать вас силой в том случае, если магазин официально не гарантирует
сохранности вашего имущества. Охранник может попросить вас запечатать сумку
в целлофановый пакет или ходить за вами хвостом по залу. Также он должен
пропускать мам с колясками, если в магазине нет своего оборудования.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-07-17
|