Шагнуть в никуда
Мы усиленно пытаемся поднять рождаемость, но не замечаем, как каждый год
из жизни по доброй воле уходят более шестидесяти тысяч россиян. А не окажется
ли так, что в один не прекрасный день про новорожденных, правда, уже повзрослевших,
опять забудут в погоне за новыми младенцами?
Сколько его?
Понятно, что самоубийства существуют столько же, сколько и сам человеческий
род. Однако встает вопрос, почему именно сейчас, когда чудеса прогресса упростили
нашу жизнь до безобразия, молодые и не очень люди лезут в петлю? Сейчас народ
жалуется, что ему не хватает денег на развлечения, заграничные поездки. Разве
это не повод, чтобы впасть в депрессию? Конечно, причина очень серьезная...
Это ж не такая банальщина, как, например, неудачно поохотиться несколько тысяч
лет назад.
Исследования суицида в нашей стране ведутся очень осторожно, а в советское время
были строго засекречены. Тем не менее из официальных источников известно, что
по числу самоубийств среди подростков 15–19 лет Россия стабильно находится на
первом месте. Каждый год 2500 несовершеннолетних лишают себя жизни. Причины?
Наверное, для всего мира они общие, раз уж и у нас, и в Америке, и в Японии
количество таких смертей практически не разнится.
Часто людей, решивших свести счеты с жизнью, называют больными. Душевнобольными.
Почему? Да ведь так проще всего откреститься от человека: дескать, что с него,
сирого-убогого, взять? А между тем такой выгодный ход конем – еще один повод
не замечать накопившихся в обществе проблем. В случае с подростками другим очень
простым объяснением является их чрезмерная эмоциональность: так люблю, что умереть
готов.
Но где вы видели девушку или юношу, которые бы просто так, из-за любовной неудачи,
лишили бы себя жизни? Ни у одного человека свет не сходится клином на другом,
если... если у него все в порядке в семье, в учебе или в работе. Но на такое
благополучие у нас принято закрывать глаза.
Страшная система
Человек независимо от своего возраста – великая индивидуальность. Малыш уникален
во всем, но этими своими особенностями он неудобен обществу. «Делай как все!»
– это правило жестокого взрослого мира. Казалось бы, зачем? Все очень просто:
личность безразлична к хлысту, а вот серой массой управлять значительно проще.
И поэтому маленькую личность начинают ломать уже в детском саду. И тут дело
даже не в желании-нежелании что-либо делать. Чтобы развиваться, нужно преодолевать
свои «хочу». Но детский сад работает отнюдь не в этом направлении: на горшок
всех ведут строем, и попробуй только захотеть чуть позже, съесть надо всю порцию
– в противном случае запрут в туалете вместо прогулки... И после этого ребенок
может быть не то что счастлив, а хотя бы эмоционально здоров?
Дальше начинается школа. Там пресловутый туалетный вопрос встает очень остро:
от нервного перенапряжения первоклашкам постоянно надо выходить, но заслуженные
Марь Ванны не допустят такого праздного шатания! Другой туалетной проблемой
является отсутствие кабинок в большинстве школ. Кто-то из детей смущается, а
на ком-то еще педагог оторвется – не может ученик в такой неподходящий момент
застать своего учителя! Ну а как результат – проблемы с мочеиспусканием уже
во взрослом возрасте.
Школа бьет и по нравственным ценностям. Принцип «сдай товарища» действует повсеместно:
большинство учителей поощряет ябед, предателей. И если ты не становишься таким,
как все, то сдают тебя, а учителя с очень большой долей вероятности будут упрекать
родителей за плохое воспитание – ребенок же теперь в коллективе не уживается!
Действительно, не уживается. Только от этого больше всего страдает именно он
сам. Быть не таким, как все, – плохо. Все окружающие помогут белой вороне почувствовать
свою лишнесть в этом мире. И что тогда будет с таким непохожим?
Комментарий психолога Екатерина Верхолетова, частный психолог
Когда общество вынуждено выживать физически (время вооруженных конфликтов, стихийных
бедствий, техногенных катастроф), самоубийств практически не бывает. А вот когда
перед нами открываются все новые потребительские возможности, люди подумывают
о петле. Образование, кстати, здесь играет немаловажную роль. Процент вероятности
суицида возрастает пропорционально интеллектуальному уровню человека. И здесь
дело в неудовлетворенности своими возможностями. В определенный момент человек
начинает понимать, что ему попросту не дадут что-то сделать. То есть, осознавая
влияние внешних факторов на свою жизнь, он решает ее перечеркнуть. Это можно
назвать отсутствием борьбы, а можно и загнанностью в угол. Обществу не нужны
его неординарные возможности, зачастую – даже талант. Мы можем и должны противостоять
уничтожению друг друга. И основное правило здесь – принять себя самих и окружающих
такими, какими являемся. Не пытаться всех подравнять, подправить... Только когда
мы увидим в другом человеке себя, жить легче станет и ему, и нам.
Как-то получилось
Таня В. через полгода должна была стать выпускницей школы № 50. Девочка хорошо
училась, но двери в новую взрослую жизнь вдруг неожиданно захлопнулись. Она
побоялась признаться маме, что беременна, – предпочла веревку разговору. В школе
потом много говорили и о неполной семье, и о строгости матери, воспитывавшей
двух дочерей... Причин можно придумать много, но только Таня не увидела Олимпиады
1980 года, проходившей в Москве.
Аня К. в классе всегда чувствовала себя лишней из-за своей неуживчивости. Ну
а в чем она заключалась? Всего-навсего отказывалась сдавать одноклассников,
чувствуя несправедливость, бросалась на защиту обиженных. А в ответ получала
в лучшем случае недоумевающие взгляды. Классный руководитель советовала девочке
быть проще, не пытаться свернуть горы. Самое печальное, что и еще вчера защищаемые
ею уже завтра готовы были нанести удар по правдоискательнице. Конфликт этих
двух миров: ее идеального с добрыми чувствами и реального с человеческими слабостями
привел ее на подоконник. В 14 лет она, плача, взирала на главную улицу города
с высоты птичьего полета.
Девочка оказалась сильной, сильнее возможности отказаться от жизни в неидеальном
мире. Через месяц в ее сочинении о смысле человеческой жизни появились строки
о человеке, стоящем на подоконнике и хотевшем добра. «Тема не раскрыта – 2»,
– констатировала учитель русской словесности. Точно так же оценено было и сочинение
о первых снежинках, только в нем уже сильный человек противостоял холоду. И,
удивительно, никчемное и плохое для школы вузовским преподавателем было признано
очень талантливой работой. И после этого кто-то решится назвать школьную русачку
учителем жизни?
Анна ВЕЛИЧКО
Опубликовано: 2008-07-03
|