Владимир Тихонравов: Хватит заниматься подробностями. Пора – делом!
Расхожий шаблон таков:
обычно журналист встречается с главным режиссером театра в кафе, в родной редакции
или дома у собеседника. Но, уверена, брать интервью на залитой июньским солнцем
детской площадке в окружении песочниц и качелей доводилось немногим. И дело здесь
отнюдь не в экзотичности места!
Думаю, что пятилетняя Зоя – дочь главного режиссера ООО «Камерная сцена АЗЪ» Владимира
Тихонравова – стала тем камертоном, который удержал нашу беседу от банальностей:
«Вы приехали в Волгоград с Урала. Почему?», «Чем отличается волгоградская публика
от столичной?», «Ваши планы на ближайший сезон?», «Поработав во многих театрах,
как вы оцените театральную жизнь нашего города?» Поэтому – громадное «благодарю!»
лично Зое.
Еще наш разговор с Владимиром Владимировичем был похож на игру ребенка – незамысловатую,
но вдохновенную и искреннюю. И самое главное: в нем осталось столько недосказанностей,
что к общению хочется вернуться еще...
– Очень люблю и радуюсь, если попадаю на передачу «Апокриф» с Ерофеевым, – глядя,
как Зоя штурмует какую-то «лазалку», издалека начинает Владимир Владимирович.
– Не так давно там прозвучала мысль: «Сегодня не надо заниматься подробностями.
Потому что их столько, что можно свихнуться!». Но ведь каждый театр только и делает,
что смакует подробности. При этом у каждого – своя специализация этих самых подробностей.
И каждый считает, что уж его-то изыски – самые важные, глубокие, серьезные, они
научат других жить и действовать... А может, действительно хватит копаться в подробностях?
Ведь какая разница, КАК это получилось? Важнее ответить на другой вопрос: ЧТО
дает этот результат? Чем он ценен? И если он плох, то надо либо отважиться и все-таки
идти дальше, либо начать заниматься чем-то другим... В любом деле важна ИСТИННОСТЬ,
а не подробности. И глядя на людей в пять, двенадцать, двадцать, пятьдесят лет,
ловлю себя на мысли, что они мне все-все интересны. Ловлю крупинки истинности
в их поведении...
– Получается, театр для вас – это что-то вроде психологической лаборатории?
– Театр – это форма общения. Многие настоящие и интересные дела начались именно
с общения круга друзей-знакомых, часть из которых были профессионалами, часть
– увлеченными любителями. А уж театры тем более! Возьмите театры графов Шереметьева,
Строганова... Да, собственно, и театр Станиславского начинался с подмосковной
дачи, где собирались и ставили сценки любящие театр люди. Наш театр – это тоже
форма общения: актеров между собой, меня, режиссера, с актерами, актеров и режиссера
с публикой. А если это форма общения, разговор, то он тоже должен быть искренним.
Поэтому меня в театре интересует: документальность, минимум выразительных средств,
истинность страстей и правдоподобие чувств, интерактивное общение – актеров и
зрителей не разделяет рампа, мы проживаем ситуации вместе... Нет, фонтаны, фейерверки
и искусственный снег на сцене – это тоже интересно, но я через них уже прошел.
– Ваше видение театра напоминает тренинг, арт-терапию...
– А почему нет? Любой хороший театр – это арт-терапия. И публики, и актеров, и
режиссера. Собственно, мои занятия с молодыми инвалидами из общественной организации
«Открытый мир» начались с моего интереса – мне захотелось сделать то, чем никто
в Волгограде до этого не занимался и что сделать практически невозможно, а закончились
той самой общей арт-терапией...
– Невозможно – почему?
– Потому что практически каждая репетиция с инвалидами – это смена состава. У
режиссеров есть стандарт: «средней тяжести» спектакль готовится примерно тридцатью
репетициями. Они укладываются в два-три месяца. Здесь же были периоды, когда мои
актеры болели вповалку по месяцу! Естественно, эти тридцать репетиций растянулись
почти на год... Но результат есть: с новым спектаклем, поставленным по «Дредноутам»
Гришковца и «451 градус по Фаренгейту», мы побывали на гастролях в Камышине...
– Новый опыт изменил лично вас?
– Еще как! Я стал другим человеком: более снисходительным, компромиссным, терпеливым.
Я всегда стремился к оценке собственного творчества наречием «идеально». И очень
злился, если мне что-то мешало. А потом понял, что, в общем-то, я хитрю перед
самим собой: я двигаюсь по прямой, безжалостно отсекая всех других... Я не признаю
ценность их мнений и идей, потому что они сильно отличны от моих. Но тогда о какой
истинности может идти речь?!
– Делаю вывод, что вы тот редкий человек, который любит учиться...
– Совершенно верно! Я всегда учился хорошо и мне это нравилось. Меня вдохновлял
именно процесс узнавания нового. Последний раз мне довелось поучиться в 1996 году
в Вене на «Семинаре менеджеров культуры». Каждый вечер после семинарских занятий
мы обязательно посещали какой-нибудь спектакль: Венскую оперу, гастрольные постановки
английских, французских актеров...
– А актерскому мастерству вы где учились?
– Не поверите! Моя актерская карьера началась с... рабочего сцены. А моим первым
вузом был... Днепропетровский медицинский институт. Меня интересовала только-только
зарождавшаяся на тот момент в Советском Союзе челюстно-лицевая хирургия. Дело
в том, что я происхожу из семьи военных врачей по маминой линии и актеров – по
папиной. И сначала произошел «крен» в мамину сторону – медицина, а потом в 21
год я вдруг осознал, что должен быть артистом. А дело было осенью – набор в театральную
студию при Русском драматическом театре в Днепропетровске уже закончился. И я
пошел туда рабочим сцены. Судя по трудовой, я отработал в этом качестве три месяца.
Потом меня подозвал главный режиссер и поинтересовался, хотел бы я играть на сцене.
Естественно, хотел! Он попросил меня подготовить стандартную программу – басню,
стихи, прозу – и я был принят в труппу. А закончил я актерский факультет Щукинского
театрального училища.
– А как отнеслись к вашему решению друзья из мединститута?
– Приходили на спектакли, молчаливо поддерживали и считали, что я – на правильном
пути.
– Владимир Владимирович, вам помогает ваше первое неоконченное медицинское
образование?
– Думаю, без него бы и меня не было! Медицина учит ответственности, внутренней
доброжелательности и человеколюбию. Как без этих качеств актеру и режиссеру?!
А человеку?!
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-06-19
|