Непривычные студенты?
«Люди не привыкли к инвалидам», – эта фраза была сказана студенткой ВолГУ с
ориентировочным зрением. «Чтобы сделать все правильно, нужно посоветоваться с
самими инвалидами. Иногда говорят об инвалидах, когда их нет рядом».
Проблема адаптации студентов-инвалидов была четко сформулирована впервые на недавней
конференции «Адаптация людей с ограниченными возможностями в научно-образовательном
пространстве вуза». Многие сотрудники общественных организаций, в том числе и
специализированных, сетовали на отсутствие «широкого взгляда» властей на этот
вопрос, т. е. на отсутствие программного, концептуального подхода. И хотя в последние
2–3 года наладилось сотрудничество между занимающимися проблемой организациями
и городской, областной администрациями, Алиса Пичко, специалист по работе с молодежью
Волгоградской региональной общественной организации содействия детям-инвалидам,
уточняет: «Проблема не в получении ресурсов, а в согласовании усилий». Вызывает
недоумение большое число случаев снятия медико-социальной экспертизой инвалидности
при поступлении в вуз – мол, если ты и учиться можешь…
К тому же технически волгоградские вузы остаются совершенно неблагоустроенными,
так как, например, по словам Яны Красновой, «единственное, что есть, – это пандусы,
да и то не везде». В ВолГУ, например, училась девушка, которая на коляске могла
заехать только на первый этаж. Нет и окрашенных в контрастные цвета границ лестниц,
для слабослышащих неплохо бы ввести звуковые сигналы, для студентов, имеющих проблемы
со зрением, – надписи на рельефно-точечном шрифте Брайля, обозначающие этажи и
кабинеты.
Студенты с ограниченными возможностями указывают еще и на проблемы с доступом
к информации, в том числе к визуальной, а особенно – на затрудненность усвоения
знаний из книг, для изучения которых предусмотренных двух недель не хватает. А
недавно еще и вступили в силу поправки к закону об авторском праве, запрещающие
библиотекам выдачу на дом аудиокниг. Это еще больше ограничивает возможности студентов,
не говоря уже о том, что и сами «говорящие книги» именно образовательного содержания
есть мало где (наиболее обширный фонд находится в ВГМУ).
Сложности и с «человеческим» фактором. Самой серьезной, пожалуй, является проблема
нездоровой атмосферы в коллективе: не все студенты идут на общение. А когда возникают
понятные трудности с записыванием лекций, некоторые преподаватели запрещают запись
на диктофон, не предоставляя в то же время материалы в электронном виде.
Но энтузиазм общественных организаций и самих инвалидов может преломить ситуацию.
ВАНС «Надежда», например, хочет перенять позитивный опыт Нижегородского госуниверситета
и организовать информационный центр, представляющий собой совокупность аппаратных,
программных и методических средств, способствующих обучению лиц с ограниченными
возможностями.
И все же, все же… Грустная статистика: в вузы идет мало молодых людей с ограниченными
возможностями. А может, среди них таится гений, и российская наука потеряет нового
Попова или Менделеева?
Лилия ЯППАРОВА
Опубликовано: 2008-06-19
|