Ударим рекламой по цензуре!
Студенческие СМИ: сегодня и завтра
Одним днем слетать в Мосву – сложно. Но оно стоило того, так как я представляла
«Молодой» на круглом столе в Общественной палате России, посвященном проблемам
студенческих СМИ и тому, что можно и чего нельзя молодому журналисту.
За действительно круглым, как из телевизора, роскошным столом, на массивных
стульях заседали молодые журналисты и сотрудники студенческих газет из более
чем десяти регионов России. Уже в ходе презентаций стало ясно: сколько регионов
– столько (иногда еще и помножить на три можно) проблем.
Так, представитель из спортивного вуза (самого госуниверситета физической культуры
имени Лесгафта – альма-матер Жени Плющенко!) Инна Новикова посетовала, что при
всей популярности университетской газеты ее фактически некому делать. С одной
стороны, недостает грамотности, с другой – чисто журналистского профессионализма.
«Как же это все знакомо! – согласилась журналист Александра Белуза из «Известий».
– Редакторы центральных СМИ буквально сами бегают за журналистами, чтобы найти
автора на тему «политика-экономика». Тем временем выпускники журфаков не справляются
с такой работой. Это страшно: отучившись пять лет, вызубрив теорию, молодой
человек не способен проявить себя на практике».
А это уже совсем другая проблема. С одной стороны, она связана с тем, что студенты
проходят как учебно-ознакомительную, так и трудовую практику в университетских
газетах, с другой, с вакуумным, сугубо институтским, существованием этих газет.
Тут я поделилась опытом «Молодого»: благодаря сотрудничеству с нами многие авторы
местных университетских газет ощутимо повысили свой уровень мастерства, а некоторые
и вовсе стали нашими постоянными внештатниками.
Сопряжена с этой и другая проблема – мало кто из студентов сам, добровольно,
пишет для корпоративного издания своего вуза: скучно, бесплатно, не особенно
престижно. Из этой ситуации, однако, есть простой выход: надо всего лишь поощрить,
мотивировать журналиста тем же, к примеру, автоматом по зачету. Есть еще способ,
уже практикуемый в нескольких вузах страны: каждый факультет выпускает свою
газету, и тогда опубликоваться в «центральной», общеуниверситетской становится
престижным.
Конечно, в кругу коллег не могла быть не поднята тема цензуры: само- и внешней.
Классическая замкнутая окружность в данном случае вырисовывается в отношениях
«учредитель» – «газета». Ведь, как ни обидно и как ни до противного банально,
заказывает музыку из текстов тот, кто платит зарплату редакции (ну или предоставляет
разные бонусы…). Понятно, что в случае со студенческой прессой это ректорат.
Возможно, как раз из-за этого (из-за огромного количества нормативных актов,
обязательных к публикации, из-за вузовского официоза и скучных научных статей)
ребята «не сгорают» от желания работать в институтской газете. С другой стороны,
ректоры тоже бывают разными, и мы услышали за столом два противоположных примера:
в одном случае ректору хотелось побольше «остроты» на полосах, а в другом –
номера целиком были запрещены к печати.
Особняком в ряду историй о цензуре стоит журнал «Exclusive», который издает
группа студентов МГУ разных курсов и специальностей. Они пробовали найти поддержку
у руководства вуза, но, не найдя ее, взяли все в свои руки. И собрали столько
рекламы (от фитнесс-залов в подвалах домов до «Apple»), что она полностью окупила
выпуск толстого журнала тиражом 10 тысяч экземпляров, в глянце и с пленочным
покрытием обложки. «Мы хотели делать журнал студентов и для студентов, – говорит
главный редактор журналистского ноу-хау Клим Палеха, – и мы делаем его. Сейчас
мы уже можем позволить себе снимать офис. Во многом нам помогло то, что мы не
были отягощены опытом или какой-то теорией: было желание и море энергии для
воплощения своих идей. И люди, рекламодатели, нам поверили. Верят нам и студенты,
подчистую разбирая тиражи («Exclusive» распространяется бесплатно!)».
Вслед за этим сама собой возникла для обсуждения тема практически полного отсутствия
на российском рынке СМИ грамотных медиаменеджеров. Согласитесь, студенты поднимают
и работают с совсем, казалось бы (непосвященному, но не нам), не студенческими
вопросами. В ответ на это редактор газеты «Саратовский университет» поделился
опытом, как сделать прибыльной институтскую газету и вообще о том, как легализовать
доходы отдельных факультетов.
Не меньше активности в дискуссии вызвала тема популяризации электронных СМИ.
Участники круглого стола пришли к выводу: на рынке осталось место только для
качественной и желтой прессы, так как всю «средней руки» информацию сегодняшний
читатель получает в Сети. Следовательно, чтобы быть востребованным, надо стать
одним из лучших. При этом с «интернетизацией» в наше время бороться бессмысленно,
поэтому надо по максимуму пользоваться возможностями, которые предоставляет
нам Интернет. Они столь широки по многим причинам: старшее поколение не особенно
серьезно к нему относится, с цензурой все намного проще, а прибыль, которую
приносит продажа электронных площадей под рекламу, больше.
В заключение вице-президент «МедиаСоюза», член Общественной палаты Елена Зелинская
предложила продолжать сотрудничество посредством новых проектов, которые запускает
«МедиаСоюз». Причем она призвала к инициативам с нашей стороны и пообещала всячески
им содействовать. Получается, все в наших руках! Разве после такого имеют значение
космические перегрузки от четырех взлетов-посадок за один день? ;)
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2008-06-19
|