Чтобы дети и педагоги шли к успеху, не боясь упасть
В этом году лицей № 9 пролавился не только своими выдающимися учениками,
но и педагогами. По итогам Всероссийского приоритетного национального проекта
«Образование» восемь педагогов этого образовательного учреждения получат президентские
гранты!
Увы, встретиться со всеми «виновниками торжества» не получилось – все-таки лето,
сезон практик и экзаменов, но троих педагогов мы с удовольствием вам представляем.
Знакомьтесь: преподаватель физики Елена Егорова, преподаватели истории Екатерина
Соколова и Ирина Буйволова.
...На опустевших партах смирно лежат учебники физики, в классе гуляет летний
ветер, девственно чиста классная доска, выключена и ее интерактивная «коллега»...
Одним словом, июнь хозяйничает в школе. Но это для учеников. А педагоги привычно
заполняют бумаги, подводят итоги, приводят в порядок собственные инновационные
исследования. Кстати, в лицее № 9 во главу угла ставится не привычная схема
системно-наглядного преподавания, а так называемое «проблемно-исследовательское
обучение», когда ребенок изучает какой-то вопрос (проблему) и в процессе этого
получает знания по этой теме. Охват получается шире, потому что информация берется
не только из привычного учебника, но и из дополнительных источников, включая
Интернет. И, пережив момент поиска и «добыв» эти знания самостоятельно, школьник
уже вряд ли их забудет: ведь столько пришлось попотеть! А еще очень приятно
удивить неизвестными «изюминками» педагога и одноклассников...
– Мы стремимся пробудить в детях интерес к знаниям, – в один голос объясняли
мне свою позицию педагоги «девятого». – А любя учиться, наш выпускник состоится
в любой профессии.
– Скажите, дорогие педагоги, что для вас эта победа?
И опять ответ, как в дружном хоре: «Самоутверждение!»
Екатерина Викторовна: – Поскольку в лицее я являюсь руководителем кафедры общественных
наук, то нами был накоплен определенный педагогический опыт. Хотелось им поделиться.
Высокопарно звучит, но это так: стране нужна талантливая и грамотная молодежь,
а значит, умея воспитывать ее, мы делаем свой вклад в будущее, в развитие России.
Елена Анатольевна: – Я шла к этой победе три года, но ни о чем не жалею! Мне
важнее было даже не объявление итогов, а «планка», которую я взяла на уровне
России. Главным было сказать себе: «Я это знаю, я это могу! Я – молодец. Но
надо совершенствоваться дальше.
Дорога педагога
– А как получилось, что вы выбрали профессию учителя?
Елена Анатольевна: – Очень просто: родом я из городка Актюбинск, что в Казахстане.
Девушки, оканчивавшие там школу, могли рассчитывать лишь на две достойные перспективы:
либо идти учиться в местный медицинский, либо в педагогический вуз. Поскольку
медиком я себя не видела, но науки любила точные, то пошла на «физику». Тем
паче что конкурс на эту специальность был ниже, чем на «математику». Еще помню
предсказание своего учителя физики Бюмаша Бюмовича, узбека по национальности:
«А Лена Рогачева (это моя девичья фамилия) пойдет на физика учиться! Пойдешь
ведь?». Сбылось. Пошла ведь!
Екатерина Соколова: – Если честно, то я с первого класса мечтала быть учителем.
И даже в других профессиях себя не представляю.
Ирина Буйволова: – Я заканчивала среднюю школу № 68, где директором был Виктор
Николаевич Косаченко. И всем выпускникам вместе с аттестатами он вручил «напутственные
письма». В моем, очень теплом и прочувствованном, Виктор Николаевич писал, что
видит меня именно историком, продолжателем своего дела. И я, отодвинув юриспруденцию,
поступила на истфак Волгоградского педагогического института им. Серафимовича.
– Представьте: вы не стали педагогом. В какой профессии вы могли бы состояться?
Елена Анатольевна: – Наверное, инженером. Ну, куда еще берут женщин с аналитическим
складом ума?! Кстати, я даже немного попробовала себя в этой профессии: с 1998
года отвечаю в нашем лицее за техническое оснащение всех культурно-массовых
мероприятий. Еще интересуюсь астрономией. А в физике любимый раздел – «Ядерная
физика». Несмотря на сложность, он почему-то понятен большинству ребят. Может
быть, все дело в современном интересе к ядерной физике?
Ирина Юрьевна: – Как и папа, юристом. Но юридический опыт все-таки получила,
поработав в лицее социальным педагогом.
Екатерина Викторовна: – Я поступала в Кемеровский университет на факультет истории
еще вот по какой причине – параллельно мы могли получать и диплом психолога.
Психологом я себя слабо вижу, но эти знания мне помогают в профессии. Я ведь
еще и классный руководитель...
Коллективный портрет лицеиста
– И как бы вы описали «своих» ребят?
– О, мой 11 «В» класс – это гуманитарный профиль. Ребята очень затейливые, амбициозные
и творческие! Даже последний звонок выполнили нестандартно: как морское путешествие
по волнам разных школьных лет.
Ирина Юрьевна: – Я классный руководитель информационно-математического 6 «Б»
класса. Удивителен он тем, что там учатся двадцать мальчиков и пять девочек.
И тоже очень активные! Если вдруг узнали, что был какой-то конкурс, а мы не
приняли в нем участие, замучают: «Ну, почему мы оказались в стороне?! В следующий
раз будьте внимательнее, Ирина Юрьевна!».
Елена Анатольевна: – А я хотела бы сказать, что все дети, которые учатся в лицее
№ 9, конечно же, талантливы. И с каждым годом они открываются все больше и больше.
Просто нам, педагогам, надо научиться поощрять их: чтобы они шли к своему успеху,
не боясь иной раз и упасть. Ведь кто не падал, тот и вершин не покорял!
– И все-таки: ученики, чьи работы вы будете помнить всю жизнь, есть?
Екатерина Викторовна: – Я назову лишь трех лидеров, хотя их больше. Так, работы
по обществознанию Алины Ищенко из 11 «В» занимают первые места вплоть до уровня
России. Виктория Родионова написала прекрасную исследовательскую работу «Концепция
личности в буддизме». А Антон Мизитов уже три года подряд становится победителем
Всероссийского дистанционного эвристического конкурса «Золотое руно».
Ирина Юрьевна: – В параллели 6–7-х классов победителями этого конкурса также
стали наши ребята Аня Ким и Мария Михайленко.
Елена Анатольевна: – Наши ребята, которые любят физику, обычно участвуют в научно-образовательном
конкурсе «Я и Земля» им. Вернадского. Радует вот что: если три года назад наши
лицеисты становились четвертыми, пятыми, шестыми по итогам конкурса, то сейчас
в послужном списке учащихся лицея № 9 города Волгограда есть и призовые места.
…И на дуде игрец
Обычно об истории школы или вуза рассказывают в самом начале, но мне почему-то
захотелось приберечь эти факты напоследок. Первым директором этой тогда еще
в 1989 году школы № 136 был Алексей Николаевич Неверов. Как можно смело сказать
сегодня, удивительный человек и педагог от Бога. Побывав во многих школах Москвы
и Санкт-Петербурга, он задумал и создал очень редкую на сегодня «культуро-образную
модель лицейского образования». Это значит, что наряду с точными науками все
лицеисты получали знания по художественно-эстетическому профилю: живопись, вокал,
лепка, дизайн, танец. Были созданы архитектурные классы.
Кроме того, все лицеисты в обязательном порядке учились играть на одном из музыкальных
инструментов – скрипке, виолончели или фортепиано – и овладевали двумя языками:
английским и французским.
«Я бы назвала то направление, которое взял Алексей Николаевич, – говорит нынешний
директор лицея № 9 Ирина Викторовна Жигулева, – «школа, где живет культура».
Сразу вспоминается дореволюционное образование в России: любой ученик, физик
или лирик, должен быть прежде всего высококультурным человеком. Стараемся держать
планку, взятую Алексеем Николаевичем, однако в связи с постоянными изменениями
в учебных планах, которые мы получаем из Москвы, делать это становится все труднее...
Но мы изо всех сил стараемся!
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-06-19
|