Чем окончился ЕГЭ?
С 17 по 19 июня в школах, лицеях, гимназиях Волгоградской области проходят
выпускные вечера. А завтра, 20 июня, во Дворце спорта состоится традиционный
бал медалистов. Кстати, золотыми медалями в этом году награждены 436 выпускников,
а серебряными – 961 человек. Это ощутимо меньше цифр прошлого года – 644 золотых
медали и 1014 серебряных. Для многих ребят и родителей «лакмусовой бумагой»
стали результаты ЕГЭ.
Председатель комитета по образованию администрации Волгоградской области Виктор
Беспалов озвучил результаты ЕГЭ по Волгоградской области. Так, в ЕГЭ по информатике
приняли участие 77 человек, а средний балл по пятибалльной шкале составил в
регионе 3,5. Английский язык у нас сдавали 402 человека, и средний балл здесь
равняется 3,7. 18 волгоградских «французов» показали, кстати, самый высокий
балл по иностранным языкам – 3,9. А немцы, к сожалению, самый низкий – 3,6.
ЕГЭ по математике писал 20181 одиннадцатиклассник, и средняя оценка по региону
– 3,1. Между прочим, в 2007 году на экспериментальном и единственном ЕГЭ по
математике мы не дотянули до тройки. ЕГЭ по русскому языку, в котором приняли
участие 20417 учеников, также выявил средний балл по региону 3,1.
Что касается географии и биологии, то здесь средний балл составил 3,7 и 3,6
соответственно.
О двойках: в процентном эквиваленте картина выглядит так: по ЕГЭ по информатике
10% ребят получили «пары», на английском языке – 6%, у «французов» неудовлетворительных
оценок не было вовсе, у «немцев» – 15% оценок составили двойки, на математике
– 31,5%, а на ЕГЭ по русскому языку – 21,1%.
Как рассказал В.Н. Беспалов, для многих родителей объективная картина знаний
своего ребенка, которую показывает ЕГЭ, оказалась столь неприятной, что они
выдвигали всякие претензии. Самые распространенные: «Слишком строго судите!»,
«Нам не нужна математика, мы идем по гуманитарному профилю!».
– Виктор Николаевич, как вы считаете, ЕГЭ объективно отражает картину знаний
ученика? Или проверенная традиционная форма в виде собеседования ученика и учителя
лучше? Или, может быть, надо полагаться на результаты олимпиад?
– Олимпиадой проверить знания невозможно, поскольку многие задания олимпиад
не под силу среднему ученику. Что касается традиционного собеседования учителя
и ученика, то оно, конечно, комфортно в психологическом плане: где-то ребенок
растерялся – его тут же поддержали, не силен этот ученик в этом вопросе, а оказалось,
что по другому он подготовлен чуть ли не на уровне вуза. Но тут кроется загвоздка:
если я, как учитель, плохо работал весь год и в душе прекрасно это знаю, то
когда ко мне придет ученик и продемонстрирует мою безответственность отсутствием
знаний, то... Я же просто не смогу поставить ему «пару», потому что, по сути,
я вкачу ее себе. А ЕГЭ в этом плане свободен от психологических нюансов. Другое
дело, что задачей ученых теперь станет составить КИМы (контрольно-измерительные
материалы) так, чтобы они в самом деле проверяли знания, смекалку, интеллект
ученика, а не его способность вызубрить материал. По этому поводу вспоминается
случай, происшедший с кем-то из великих ученых. Ну, пусть это будет Эйнштейн.
Ему как-то в шутку стали задавать вопросы школьного итогового теста. На многие
вопросы он удивленно отвечал: «Да это же в справочнике можно посмотреть! Зачем
мне голову забивать?!» Я тоже за то, чтобы понапрасну голову ученикам не забивать...
– Ходят слухи, что ЕГЭ в 2010 году введут и в начальной школе...
– О, боже! Это вам учителя сказали? Лучше бы они методику преподавания собственного
предмета тщательнее изучали, а не всякую ерунду рассказывали! Хорошо, что про
детский сад ничего подобного не говорили...
– ЕГЭ является показателем профмастерства педагога?
– Лишь отчасти! Потому что, на мой взгляд, гораздо легче хорошистов дотянуть
до пятерок, чем махровых двоечников хотя бы до твердых троек. И я преклоняюсь
перед педагогами, которые это делают. Ведь они пробуждают в ребятах главное
– интерес к учебе, предмету. А если он есть, то тройка, четверка, пятерка становятся
уже вопросом честолюбия и времени...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-06-19
|