Мошенники очень мобильны!
На экспертном совете программы «Мобильная грамотность», где обсуждались
меры противодействия «мобильным» мошенникам, «Билайн» напомнил о том, что стоит
быть внимательнее.
1800 пользователей связи подтвердили, что подавляющее большинство осведомлено
о проблеме подобного мошенничества, а 11% опрошенных лично становились жертвами
мошенников. В России жертв – более 10 миллионов активных пользователей! Проблема
еще и в том, что сами пострадавшие не всегда сообщают о случаях мошенничества...
Дмитрий Григоров, директор ВФ «Билайн», отметил: «Мобильная грамотность» – это
социальная инициатива «Билайн». Знание сильней обмана: чем больше человек знает
о проблеме, тем больше вероятность того, что он не станет жертвой мошенников».
А Константин Григорьев, начальник отдела УУР ГУВД по Волгоградской области,
посетовал, что найти состав преступления в мобильных мошенничествах трудно,
ведь суммы столь малы, что возбудить уголовное дело нельзя. Александр Долгенко,
специалист в области психологии коммуникации (ВАГС), объяснил: мошенничества
построены на эмоциях страха и удовольствия – они блокируют механизмы мышления
и адекватного реагирования. Так что если вам звонят и предлагают приз, вспомните
до противного старую истину: бесплатный сыр лишь в мышеловке!
Сценарии мошенников
Родственники в беде
Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника
и взволнованно сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека).
Беда же не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон
(отобран бандитами, потерялся), и приходится звонить с чужого. Предстоит еще
много звонков, поэтому нужно пополнить человеку баланс. Далее следует просьба
купить карточку на 10, 50 и даже 100 долларов и продиктовать ее секретный код.
Приз
Абоненту звонит «ведущий радиостанции» и поздравляет с выигрышем приза. Чтобы
его получить, нужно в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося
поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную
новость: он не просто получит приз – телефон – его сразу же подключат, нужно
лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета вышеназванной компании
и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя за подарком, абонент узнает,
что на радио такой конкурс не проводили.
СМС-ПРОСЬБА
C недавних пор абоненты стали получать смс с просьбой «У меня проблемы, позвони
по такому-то номеру, если номер не отвечает, положи на него столько-то рублей
и перезвони». Некоторые абоненты, особенно пенсионеры, пополняют счет мошенников,
думая, что пишет кто-то из близких людей.
Платный код
Вам звонит якобы сотрудник службы техподдержки сотового оператора и предлагает
подключить новую услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения
связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Предлагается набрать
под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления
перевода средств с вашего счета на счет мошенников.
Штраф оператора
Мошенник представляется сотрудником службы техподдержки оператора и сообщает,
что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора (не внесли своевременно
оплату, пользовались роумингом без предупреждения и т. д.) и вам нужно оплатить
штраф, отправив номера карт оплаты на некий номер (т.е. мошенникам).
Ошибочный перевод
Получаешь смс о поступлении средств на счет, переведенных по услуге «Мобильный
перевод». Сразу после этого звонит мошенник и заявляет, что перевел деньги тебе
ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом». Плакали
ваши денежки!
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2008-06-11
|