Миры Стругацких
Братья Стругацкие еще на пике творчества обросли легендами так же, как и их
книги, «нездешние» художественно и по содержанию.
Узнать же о «Стругачах» от тех, кто был знаком с ними лично, осознать действительный
смысл их творчества и просто поговорить о литературе все желающие смогли 27 апреля
в библиотеке им. М. Горького на пресс-конференции, посвященной 75-летию Бориса
Стругацкого.
О Стругацких, какими они были еще до того, как стали знамениты, рассказал поэт
Борис Щуров. Он познакомился с ними ровно 40 лет назад, 28 апреля 1968 года: Аркадий
Натанович «отнесся ко мне очень хорошо, насколько это возможно по отношению к
абсолютно незнакомому человеку». Ко второму брату, который жил тогда в Ленинграде,
Борис Щуров приехал практически в тот же день, а вместе «Стругачей» видел лишь
однажды – в Доме творчества.
Споры о том, «кто есть кто» в их дуэте, ведутся давно. Есть мнение, что «Аркадий
– это душа дуэта, а Борис – ум». Шел спор и о «главе» этого союза: братья были
слишком уж неодинаковыми. Может, потому писательский дуэт и приобрел неповторимый
стиль?
Борис Щуров рассказал еще и о принадлежащей ему рукописи Стругацких, которая была
напечатана совсем недавно – в апрельском номере журнала «Полдень. XXI век». Этот
рассказ – «К вопросу о циклотации» – был подарен Щурову Аркадием вместе с еще
двумя – «Песчаная горячка» и «Первые люди на первом плоту», а повествует он о
встрече с богом, который изображен мужичком в грязных резиновых сапогах и телогрейке.
Подойдя к человеку, изучающему небо в телескоп, этот «мужичок» спрашивает, зачем
исследователь этим занимается. После недолгой дискуссии бог получает ответ, что
ради прогресса, и обескураживает исследователя: «Вы на прогресс не очень-то надейтесь...».
Известно, что «Пикник на обочине» взял второй приз престижной мемориальной премии
Дж. У. Кемпбелла. Притом творить нашим АБС (Аркадию и Борису Стругацким) приходилось
в сложное время: при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании
сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесенных
ранее в текст под давлением цензуры. Интересно, что практически в каждом произведении
Стругацких действует танк или броневик: говорят, Аркадий до конца дней своих чувствовал
вину за то, что остался в живых, перед однополчанами, которые всей ротой погибли
под Курском, а его, будущего писателя, в это время отправили на учебу.
Анатолий Царицынский, волгоградский писатель, задался вопросом о преемниках «Стругачей»
в наши дни и о современной фантастике вообще. Среди достойных учеников назвали
лишь уже покойного Бориса Стерна, а большинство современных фантастов, в том числе
и Сергея Лукьяненко, величали на пресс-конференции не иначе как графоманами. Приходится
признать, что произведение, а особенно в жанре фантастики, и писатель сейчас стали
предметом рынка. Однако ждать «чудес» стоит, как оказалось, именно от Волгограда,
ведь именно здесь живет Евгений Лукин – «фантаст № 1, фэн № 1 и сталкер № 1»,
так что центр российской фантастики перенесся сюда. Но отсутствие или наличие
«преемников» не помешало Стругацким воспитать целое поколение. Фантастика для
братьев Стругацких была лишь способом отразить происходящее на Земле.
Лилия ЯППАРОВА
Опубликовано: 2008-05-21
|