«Все у нас будет хорошо!»
Вопросы высшего образования волнуют многих молодых людей: эти постоянные
реформы и нововведения, сокращение бюджетных мест и увеличение платы за обучение...
Да и правильно выбрать институт ничуть не легче – будущие абитуриенты задумываются
об этом едва ли не с 9-го класса. Среди сильнейших вузов Волгограда особняком
стоит сельскохозяйственная академия. Почему особняком? Да потому, что им, выходцам
из села, приходится тяжелее всех остальных – и при поступлении, и при трудоустройстве.
О злободневных вопросах образования в одном конкретно взятом вузе мы поговорим
с ректором академии Овчинниковым Алексеем Семеновичем. Хотите верьте, хотите
нет, но для студентов и сотрудников он – как Путин для России…
– Алексей Семенович, ВГСХА – это в первую очередь сельскохозяйственный вуз,
и ориентирован он на то, чтобы его выпускники, ставшие специалистами в той или
иной аграрной сфере, возвращались работать в село. Но порой этого не происходит.
Что, по-вашему, можно сделать, чтобы остановить отток молодежи из сельской местности?
– ВГСХА среди остальных вузов Волгограда занимает «по неустроенности» последнее
место. В областной службе занятости населения наших выпускников зарегистрировано
меньше всего. И мы с уверенностью можем сказать, что 51% каждого выпуска новоявленных
специалистов устраиваются на работу именно в аграрном секторе.
Чтобы привлечь молодежь на работу в сельское хозяйство, нужно в первую очередь
поднять статус деревни – провести газификацию, водоснабжение, словом, обратить
особенное внимание на условия проживания. Также необходимо создать функционирующие
предприятия, чтобы создать рабочие места – ведь часто негде работать не только
выпускникам институтов, но и «взрослому» населению… В большей степени это зависит
от местной администрации. Но и то, что сделано, уже немало. Например, по новому
закону, принятому областной Думой, молодой специалист будет получать не менее
трех минимальных окладов труда, льготы по строительству жилья (нужно внести
лишь 30% стоимости).
– Как вуз работает над трудоустройством выпускников?
– В нашей академии существует специальный отдел трудоустройства при управлении
кадрами, который непосредственно занимается этим вопросом. Также ежегодно проводится
ярмарка вакансий. Мы заранее беседуем со студентами, если нужно – с отдельными
кафедрами, пятикурсники составляют резюме, которые позднее вывешиваются, готовят
контакты, и лишь после этого проводится непосредственно встреча с потенциальными
работодателями, где студенты могут узнать о будущей работе как можно больше.
На нее мы приглашаем и глав районов, и руководителей хозяйств, и работников
службы занятости. Если раньше предлагаемая зарплата была смешной (500, 1500
рублей), то сейчас предлагают работу с оплатой до 15–20 тыс. руб.
– Сельхозакадемия уникальна тем, что только здесь есть центр художественного
творчества, где студенты, занимаясь вокалом, театром или журналистикой, по окончании
учебы могут получить дополнительную специальность – режиссера, хореографа и
т. д. Каждый год ребята из «сельхоза» прекрасно показывают себя на «Студенческой
весне». Как вы считаете, насколько важно это для учащихся? Пригодится ли это
им?
– Студенты, которые помимо учебы занимаются чем-то еще – спортом, самодеятельностью,
научной работой и т. д. – совершенно другие люди. Ведь любая работа дисциплинирует,
воспитывает, организует человека. И, выступая на сцене, участвуя в конференции,
они учатся вести себя на публике, красноречиво говорить, творчески мыслить.
Позже все это обязательно пригодится в жизни. Ведь, закончив обучение, многим
выпускникам предстоит стать руководителями. И они обязательно должны уметь грамотно
высказываться, убеждать людей, ответить в любой ситуации. Если, допустим, студент
занимается наукой, он постоянно работает с литературой, расширяя свой кругозор.
В любом случае, все те, кто находит в своей жизни какое-либо достойное занятие,
год от года «растут» сами – не только в плане учебы, но и с моральной точки
зрения. Таким выпускникам гораздо легче стать хорошими руководителями в любой
области аграрного сектора. Я горжусь, что на протяжении всего существования
центра художественного творчества мы ни разу не закрывали его! И, наверное,
именно из-за него наши студенты – другие, не такие, как все. Они лучше.
– В ВГСХА действует единственное в городе студенческое телевидение, которое
к настоящему моменту добилось немалых успехов. А не планируете ли создать радио?
– У меня давно была мечта – чтобы на перерывах передавались приветы, поздравления,
делались какие-то объявления… Но все не так просто. И даже не техника здесь
играет решающую роль. Почему у нас получилось организовать телевидение? Потому,
что нашлись нужные люди, которые знали, как его сделать. В любой сфере деятельности
нужны лидеры, знающие свое дело. Кроме того, существует еще одна сложность –
каждый год из института уходит определенная часть студентов. Надо найти тех,
кто смог бы продолжить начатую традицию – так, как получилось это у «Золотого
колоса», там постоянно происходит смена поколений, но ансамбль существует много
лет. Сделать это не так просто, но можно. Искать энтузиастов следует среди «своих»
людей, и если они качественно выполняют свою работу, за них нужно держаться.
– Алексей Семенович, а была ли у вас идея создания новых факультетов?
– Я думаю, что в будущем может быть создан факультет по землеустройству, гуманитарный
факультет, а также новые специальности, например, «Садово-парковое и ландшафтное
строительство». Все это нам необходимо для того, чтобы в будущем приобрести
статус университета.
– В ВГСХА действует рейтинговая система оценки. Находите ли вы ее эффективной?
– Она нам необходима. На балльную систему давно перешли остальные вузы, и нашей
академии от нее тоже никуда не деться. Существуют как положительные, так и отрицательные
стороны, и все же плюсов больше. Но совершенствовать ее, конечно же, нужно.
Может быть, балльную систему следует упростить, но отменять нельзя. Рейтинг
«заставляет» студента работать на протяжении всего семестра, а это важно при
получении настоящих знаний.
– В Тимирязевской академии, на зооветеринарном факультете, учебные опыты
ведутся не на животных, а на муляжах. А собираетесь ли вы внедрить что-то подобное?
– Если бы были деньги, то, естественно, можно было бы использовать любые, самые
современные, технологии. Но, к сожалению, бюджет нашего вуза не всегда позволяет
приобретать различные новинки. Я считаю, что если студент не делает учебные
операции на практике непосредственно на животном, то он не сможет сделать их
и в дальнейшей своей работе. Все необходимо испытать «вживую», и этот опыт будет
бесценным.
– К сожалению, культурный уровень современной молодежи невысок. Как, по вашему
мнению, можно исправить ситуацию?
– Естественно, в институте крайне важно стараться вовлечь студентов в спорт,
художественную самодеятельность, стройотряды... И все-таки я считаю, что еще
большая ответственность лежит на государстве. На телевидении слишком много насилия
и крови, и очень мало говорят о морали человека, духовности, терпении и сострадании,
светлой любви и дружбе. Но так не должно быть! У нас есть потрясающее культурное
наследие, и необходимо как можно больше уделять внимания нравственному воспитанию
молодежи. Это важно – в первую очередь для будущего.
Ну, а закончилась наша беседа утверждением ректора: «Все у нас будет хорошо!».
Наверное, не только у студентов самой «самобытной» академии, но и у всей волгоградской
молодежи, всей России.
Наталья ГОРБУНКОВА
Опубликовано: 2008-05-15
|