Из сердца волгоградского машиностроения
Волгоградский тракторный завод, который нынче величают ОАО «Тракторная
компания ВгТЗ» (входит в состав Концерна «Тракторные заводы»), всегда
оставался для меня легендой: там, в инструментальном цехе, начинал работать
мой отец, а во-вторых, судьба закинула жить меня в поселок Горный, где большинство
жителей – бывшие и настоящие работники знаменитого тракторного.
Со своеобразным менталитетом и четкими жизненными принципами...
Словом, у меня были причины оказаться у главной проходной бывшего ВГТЗ. Заручившись
поддержкой начальника центра общественных связей Игоря Малюгина, я и фотограф
Леонид Топровер ступили на легендарную территорию...
Почему они оранжевые?
Сборочный цех встретил нас вереницей ярко-оранжевых тракторов ДТ-75 и ВТ-150.
Первая модель – это те самые тракторы, которые выпускаются на заводе едва не
40 лет. Однажды руководители «Тракторной компании» хотели от них отказаться,
но взбунтовались колхозники: мы эти машины знаем, к ним привыкли, не смейте
снимать их с производства! Как пошутил Игорь Малюгин, трактор ДТ-75 прост и
надежен, как автомат Калашникова.
А вот ВТ-150 можно сравнить с современной иномаркой – он гораздо сложнее в управлении,
может похвастаться кондиционером, тонированными стеклами и большой мощностью
– 150 лошадиных сил, бешеной проходимостью – даже болота ему нипочем.
– Игорь Александрович, почему у тракторов столь буддистская окраска?
– Экспериментировали с разными цветами – синим, зеленым и даже белым, но, выгорев
на солнце, они становились блеклыми, и тракторы казались грязными. С оранжево-шафрановым
цветом такого не происходит. Можно сказать, что это – фирменный цвет волгоградских
тракторов. Тогда как у Беларуси они сине-
белые... Но совсем скоро будут у нас и модели желтого цвета (промышленный
9-тонный трактор «Четра-9»). Эти богатыри могут рыть траншеи, убирать завалы,
используются в нефтегазодобыче.
Говорят, уже сейчас очередь на покупку последних расписана далеко впе-
ред! И тарифы на изготовление деталей и сборку этих моделей рабочими кардинально
отличаются
от тех, которые еще в незапамятные времена были зало-жены на «дэтэшки». А будут
другими расценки
на дельную работу – глядишь, и люди на завод потянутся!
Стать начальником
Начальник цеха Евгений Оводков напомнил мне забытый портрет советского героя-труженика.
И не только внешне – спокойный, улыбчивый, сильный и надежный, – но и вехами
биографии: в 1997 году окончил машиностроительный колледж, в 2004 году – технический
университет, а с ноября 2005 года и по сей день Евгений Сергеевич выполняет
обязанности начальника сборочного цеха.
– Если честно, в школе я учился плохо, – улыбаясь, рассказывает Евгений Оводков.
– Знал, что в десятый класс меня не возьмут. Поэтому – была не была! – без ведома
родителей отнес документы в колледж. И закончил его чуть ли не с красным дипломом.
Пришел работать на тракторный, но продержался всего два года – тут как раз зарплату
стали сильно задерживать. Поработал в веренице всяческих частных предприятий,
пытался свой бизнес организовать, но… В 2003 году вернулся на родной завод,
но уже в более «высоком» качестве: к тому времени я заканчивал университет и
был принят мастером
термообрубного участка. Супруга Марина тоже работает здесь. Познакомились хрестоматийно
– в университете, а потом выяснили, что работаем на одном заводе.
– Евгений Сергеевич, чем гордитесь за время своего «начальствования»?
– Тем, что срывов по плану производства тракторов у меня не было. Поставщики
подводили, а я и коллектив – нет.
– Вам 30 лет, значит, вас можно отнести к «молодым» кадрам. Как обстоят дела
с молодежью на заводе?
– В 2005 году было принято решение омолодить коллектив ОАО «Тракторная компания
ВгТЗ», но пока
это продвигается сложно. Начну с того, что молодые люди, которые приходят к
нам на завод после школы или в лучшем случае после техникума, сразу требуют
зарплату 12–15 тыс. рублей, а это без опыта работы нереально. В лучшем случае
они получат 8 тыс. рублей в месяц. А с другой стороны, я прекрасно понимаю,
что молодые люди требуют именно такую зарплату, исходя из собственных далеко
не запредельных потребностей и современных реалий.
– Что может сегодня предложить Волгоградский тракторный своим работникам?
– Пожалуй, стабильный карьерный рост, профессионализм, обучение на месте таким
«вымирающим» профессиям, как фрезеровщик, токарь, наладчик станков с ЧПУ, плотник-столяр,
маляр. Ну, и конечно, наш завод – это прекрасная школа человеческих отношений.
Ведь большинство руководителей вышли как раз с тракторного. Потому что здесь
тренируются навыки ответственности, трудолюбия, командообразования. Ведь стоят
люди на конвейере, собирают трактор, и связаны они как единый организм. Не получается
что-то у одного – бегут помогать все. Меняет взгляды на жизнь даже экскурсия
в наш музей. Был случай, когда старшеклассница в музее рыдала: на ВГТЗ работал
ее дед, девочка при жизни его рассказы не ценила, а сейчас бы рада поделиться
с дедом впечатлениями о заводе, да он умер...
– Женщины в сборочном цехе работают?
– Мало. В основном масленщицами, малярами, кладовщицами. Сейчас все держится
на рабочих-пенсионерах. Причем «глубоких», которым далеко за 70. Обидно: уйдут
они – и опыт будет передавать некому! А чтобы пришла молодежь, должна быть выше
зарплата.
На завод бы я пришел...
В цех производства кабин мы с нашим гидом Игорем Малюгиным как раз и пришли
знакомиться с молодежью. Первым, с кем мы пообщались, стал 27-летний Николай
Крапивин.
– На завод пошел в надежде переждать время, дожить до лучших времен. Никогда
не лежала душа к офисной работе, а другой альтернативы у молодежи сейчас нет.
Думал, максимум полгода перекантуюсь, а задержался уже на три. Получил профессию
слесаря-сборщика. Втянулся! Коллектив у нас хороший. Пришел к выводу, что чем
старше коллектив, тем больше возможностей у него учиться. Вот этого на тракторном
не отнять!
Елена Болдырева вместе с другими кладовщицами считала поступившие на склад
болтики.
– Я на завод сразу после школы пришла – в 17 лет. А сейчас уже 34 стукнуло.
Время быстро пролетело! Когда двое детей на руках, то график завода – самый
оптимальный. Мой семилетний сын тоже хочет пойти работать на завод. Правда,
мечтает быть здесь начальником...
А Евгений Оводков напоследок поделился:
мол, пока своих детей нет, но если завод к тому времени будет жив и сын захочет
на нем работать, то почему бы и нет?! Настоящую школу жизни пройдет!
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-05-15
|