Cтудент ограниченных возможностей?
Оказывается, поступить в вуз – это еще полдела, главное – удержаться в нем.
Но часто вопрос не только в уровне знаний студентов, но и в их способности добыть
необходимую информацию. Хорошо, если ты здоров и полон сил, но как быть тем,
чьи возможности ограничены?
Сложности начинаются еще при поступлении. Приемная комиссия зачастую подозрительно
относится к необходимой таким студентам технической поддержке. Понятно, что
современные абитуриенты на что только не идут, дабы поступить, но кому-то действительно
необходим, например, слуховой аппарат. Доказать же это на экзамене... невозможно!
Поэтому лишенный возможности слышать абитуриент покинул вступительные испытания
в педуниверситете... Также невыполнимо намерение таких абитуриентов не писать
сочинение, а «набирать» его на компьютере или отвечать на вопросы тестов.
И все же народ поступает. Только в ВолГУ учится 25 молодых людей с ограниченными
возможностями. Но каково им приходится? Непросто: слабовидящие перемещаются
по вузу практически на ощупь и считая каждый свой шаг. Дело в том, что границы
лестниц не окрашены в контрастные цвета, а на перилах нет номеров этажей. Студенты
просто мечтают об указателях на Брайле, но все остается по-прежнему...
Ограничивает возможность учиться и федеральный закон «Об авторском праве». Отныне
получить аудиокопию книги просто так не получится – следует все покупать или
пользоваться в читальном зале. Конечно, остается обычная, привычная для всех
нас с детства библиотека. Но и здесь таится проблема: книги дают стандартно
– на 10–14 дней. Человек, который видит вполне сносно, не поймет, что эти дни
– поистине ничто. Почему? Очень просто, ведь сам студент прочитать не может,
поэтому вынужден прибегнуть к помощи окружающих. Надо понимать, что даже при
всем желании они не смогут посвятить все свое время прочтению книг. Вот и изучи
материал после этого...
Пожалуй, решением проблемы стали бы электронные лекции. Но далеко не все преподаватели
согласны «набирать» свои слова. И тут снова встает вопрос: а откуда тогда брать
знания? Кстати, самым необычным методом борьбы со знаниями является запрет записывать
лекции некоторых преподавателей на диктофон.
Вот такое «веселое» убийство стремления к знаниям. Преподаватели должны понять,
что студенты с ограниченными физическими возможностями не ограничены умственно.
Им не нужно поблажек и «троечек» автоматом. Они хотят и могут отвечать наравне
с другими студентами. Только для этого как воздух нужны электронные варианты
лекций!
В ВолГУ прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Адаптация
людей с ограниченными возможностями в научно-образовательном пространстве вуза».
Организаторы преследовали цель привлечь общественность к решению проблем интеграции
инвалидов в общество посредством образования, поддержать студентов-инвалидов
и разработать программу сотрудничества ВолГУ с государственными и общественными
структурами, занимающимися проблемами инвалидов.
Специалисты от образования, представители государственных и общественных организаций,
профсоюзные деятели, инвалиды, студенты, преподаватели оценивали инфраструктуру
вузов с точки зрения комфортного пребывания в нем инвалидов, обсуждали реформу
российского образования и проблемы интеграции инвалидов в обществе. А кроме
докладчиков на конференции выступил инструментальный ансамбль «Волгоград» Волгоградского
отделения Всероссийского общества слепых и прошла демонстрация картин, созданных
инвалидами по зрению. Быть может, скоро этим людям получать знания станет легче...
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2008-05-08
|