Стороны школьного света
Конфликты подростков – явление, порою доходящее до крайности: они убивают
себя и друг друга. Почему так происходит и что сделать, чтобы тины не молотили
друг друга за оторванную вешалку у куртки или пирожок, купленный без очереди?
На «круглом столе» под эгидой ЮНЕСКО школьники, учащиеся ПТУ и студенты выясняли,
что же это за страшное слово «молодежь» и чего ей не хватает. И в качестве «рефери»
в Ростов-на-Дону, где происходило обсуждение природы конфликта, пригласили журналистов
из волгоградского «Молодого» (просто наша газета славится как издание, действительно
пытающееся решить проблемы молодежи, и практически единственная в стране оставшаяся
в живых «молодежка»!).
Примечательно, что на интерактивной игре «Мирное разрешение конфликтов в школе:
поколения в контакте» педагоги и психологи не смогли ответить, кто же это такие
– «современные школьники»! Если бы не организовало молодежное общественное объединение
«Поколение LEX» и Ростовский союз детских и молодежных организаций при поддержке
Молодежной программы LINX (фонд «Прожект Хармони») и Отдела по делам молодежи
администрации г. Ростова-на-Дону дискуссию о разрешении школьных конфликтов
мирным путем, так бы и не узнали взрослые, что работают они ради детей, а не
для эфемерной цели...
Учитель, не лги!
Чем недовольны педагоги? Среди перечисленного ими – утрата ценностей, культурная
непросвещенность, предвзятое отношение к учителям... Это типично не только для
ростовских школ.
Хорошо, разберемся со всем по порядку. «О времена! О нравы!» – с этими словами
хватались за голову в любом веке. Даже в эпоху Пушкина общество ужасалось, как
снижается образованность молодежи, как она нравственно деградирует...
Что касается предвзятости, то ведь любому человеку присуща субъективность. И
даже судьи Верховного суда РФ не исключение. Какие тогда могут быть обиды? Но,
увы, учитель никогда в жизни не смирится с фактом: его ученики – обычные люди,
которым ничто человеческое не чуждо. В том числе и антипатия. Логично, что в
определенный момент педагог перестает быть несомненным авторитетом.
Подросток разочаровывается в педагоге не из-за конфликта, нет. Отношение к учителю
меняется, как только ребенком начинает осознаваться ложь. Да-да, ложь во всем:
в оценке знаний, в преподаваемом материале...
В голове школьника не умещается, как Лука и Базаров могут быть положительными
героями (судя по учебнику), причем при обсуждении в классе сам педагог отрицает
в героях «правильности». Вот она, ложь... И конфликт.
Учитель редко вникает, что же на самом деле происходит. Понятно, что классы
по 30 человек и уследить за всеми тяжело, но тогда не надо и отвергать все,
что от детей исходит. «Субкультуры – это плохо» – штамп, ни на чем не основанный.
Но изрекается он, потому что педагогу проще отвергать, чем пытаться найти хорошее.
И самое интересное, что педагоги хотят получать новый методический материал,
посещать курсы, дабы вырваться из этого непонимания. Да вот загвоздка: у них
нет времени! Столько тетрадей, рефератов, у всех семьи...
Умение вызывать интерес к предмету и учебе пока не приживается в нашей системе
образования, к сожалению. А дети все ждут, когда их начнут учить уважительно
и интересно...
Подросток forever
Психологи – народ особенный, функции которого в учебном заведении четко не
назовет ни один директор. Бывают и высококлассные специалисты, но преимущественно
на мизерную зарплату идут либо несостоявшиеся спецы, либо пофигисты-аскеты (им-то
на хлеб денег всегда хватит). В результате школьники живут в мире тотального
непонимания, а за помощью им обратиться не к кому.
Работа психолога начинается только тогда, когда у человека возникает искреннее
желание себя изменить. А что делать с теми подростками, у которых желания меняться
нет?
Вот для дополнительного образования такой проблемы не существует. Они могут
ненавязчиво заставить измениться каждого. К примеру, Дагестан при поддержке
Фонда ЮНИСЕФ создает программы толерантности для школьников из республик Северного
Кавказа, Ставрополь проводит для тинов вечеринки «Ноль градусов», где нет места
алко-
голю и наркотикам, Волгоград не то что сохранил старые добрые традиции дополнительного
образования, но даже развивает систему профильных лагерей (что вызвало огромное
удивление у ростовчан).
Получается, что у любой проблемы есть выход? Да, если учитель и ученик вступят
в диалог: не столько делать вид, сколько действительно слышать друг друга. А
взрослым давно пора понять, что их нигилизм ни к чему хорошему не приводит.
Можно хоть в каждый школьный туалет поставить видеокамеру (по практике ростовских
школ), а школьники все равно будут прятать в вентиляции анашу... Это будет происходить
обязательно – там, где ребятам заняться больше нечем и нет взрослого, который
бы помог справиться с таким трудным возрастом – подростковым.
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2008-05-08
|