Неважно, какой ты художник…
За Валерием Макаровым, известным волгоградским пейзажистом, вот уже много лет
как закрепилось звание – ни больше ни меньше – художника-лирика. Хотите убедиться?
Приходите в музей изобразительных искусств: пусть не все, но многие его картины
представлены на суд зрителя.
Сам автор перед открытием выставки отвечал на вопросы любопытных, следя тем временем,
как развешиваются его творения (ведь от места, от соседства с другими картинами,
от того, как падает свет, очень зависит наше восприятие нарисованного:
– Несмотря на то что это один из лучших залов города, сюда просто не помещается
запланированная выставка из 150 картин. Приходится отбирать… Тем более картины
маленького формата тут будут неуместны – мало света, – вздыхая, говорит художник,
осматривая холл с частично развешанными картинами.
А работы предстают пытливому взору, разбитые как бы на циклы. На одной из стен,
окутанная маревом, плещется Волга, на другой – своим величием покоряют неприступные
горы Закавказья. Лиственные леса, нанесенные на холст, казалось бы, неаккуратными
мазками, заставляют зрителя ощутить даже запах росы на умело прорисованной траве.
Целый цикл картин посвящен православным идеям, ставшим, по словам автора, лейтмотивом
всего его творчества. Церковь Вознесения в Коломенском, больше пяти картин, выросших
на огромном количестве этюдов, с изображением Троицкого собора в Моршанске – все
это как бы предопределяет слова их художника:
– В общество сейчас нужно нести вечные, православные проблемы… Кто, как не творческий
человек (будь то художник, бард, театрал), сможет донести людям в полноте всей
красоты веру? Поэтому я не всегда согласен с приклеенным на меня ярлыком «художника-лирика»,
для себя я все-таки духовный пейзажист…
А жизненная дорога к духовности не из простых. С детства Валерий Макаров знал,
что будет художником, уже в семь лет заявлял об этом с должной серьезностью. Была,
правда, и видимая альтернатива – археология, которой пейзажист увлекается и по
сей день. Годы обучения Валерия в Пензенском училище определили всю его жизнь,
сейчас, после 25 лет упорной работы, художник не жалеет о выбранной однажды профессии:
– Хуже было бы, если бы я сидел и гадал о том, куда податься. Мой совет абитуриентам:
выбирайте то, что по душе именно вам, а не бабушкам-дедушкам, мамам и папам. Желанный
выбор к чему-нибудь в итоге приведет… А что-нибудь, согласитесь, лучше, чем ничего…
– Где вы больше всего любите выставляться?
– На своем веку помню много выставок: в Москве, Минске, Сергиевом Посаде. Многие
мои картины путешествуют по всему миру в частных коллекциях, кое-что висит в картинных
галереях Японии в одном зале с произведениями Дега. Все это сказано не для того,
чтобы похвалиться, просто европейцы знают толк в живописи, и обидно, что все русское
достояние постоянно иммигрирует в их музеи и галереи. Я больше люблю родные волгоградские
выставки, которых было уже больше десятка.
– Нет ли задумок о создании собственного зала?
– Задумки-то, конечно, есть, но с помещением сейчас очень сложно. Пока довольствуюсь
своей небольшой студией…
– Пробовали учить детей, передавать свои навыки следующему поколению?
– Недавно начал учить детей. Передаю им элементарные навыки, азы нормального искусства,
если им понадобится больше, советую художественные институты и училища. Благо
теперь не надо ехать в Пензу, и в Волгограде появились заведения на уровне… Тошно
смотреть, как некоторые самоучки пускаются в живопись без этих самых азов. Это
уже не искусство, а издевательство настоящее…
– То есть самому научиться рисовать нельзя?
– Профессионально – нет. А просто творчество и профессионализм стоит разграничивать.
Рисую я уже 40 лет, но профессионально всего 25. Чтобы рисовать профессионально,
нужно знать и уметь использовать в своем творчестве наработки предыдущих мастеров…
Однако, в конце концов, неважно, какой ты художник, важно, какой человек…
Ну а я могу добавить, что до 10 мая любой желающий может в музее изобразительных
искусств лицезреть пейзажную живопись волгоградских и российских реалий, близкую
к канонам классиков в духе Левитана. Стоит посетить хотя бы для того, чтобы увидеть
те картины природы, что обычно проходят мимо наших глаз…
Анна АЛФЕРОВА
Опубликовано: 2008-05-01
|