Ольга Безбородова: Дай Бог моим воспитанникам стать богатыми людьми, а если нет, то остаться радостными!
Клуб интернациональной дружбы, действующий в Волгоградском ГДЮЦе, воспитал
уже несколько поколений ребят. И воспитал правильно!
...Их, педагогов дополнительного образования со стажем, которые выстояли в бурном
перестроечном море и не изменили призванию, осталось в Волгограде около двухсот.
Большая часть их так или иначе связана с Городским детско-юношеским центром (бывший
Дворец пионеров и школьников), в стенах которого они отработали по 15–20 лет:
Марина Горобова, Лев Якушев, Светлана Машкова, Леонид Дорошенко, Марина Цыганова
и многие-многие-многие... И, конечно, руководитель одного из старейших российских
Клубов интернациональной дружбы Ольга Сергеевна Безбородова, которая ведет этот
кружок почти 40 лет! Надо ли говорить, какую важную роль играет интернациональное
воспитание вообще и в регионе, где живут-проживают около ста национальностей?!
Во времена, когда именно национальная толерантность становится залогом нормальной
жизни людей и страны…
КИД города Волгограда, которому стукнет в этом году 46 лет, носит имя Юлиуса Фучика
– знаменитого чешского антифашиста, журналиста и общественного деятеля, написавшего
в фашистских застенках бессмертный «Репортаж с петлей на шее». Кстати, как рассказала
сама Ольга Сергеевна, долгожительством Волгоградского КИДа была растрогана даже
Марина Михайловна Солдатова – руководитель отдела интернационального воспитания
в Московском дворце пионеров. Увы, жизнь многих КИДов в стране прекратилась именно
в перестроечные 90-е годы, когда идеологические инструкции, по которым в большинстве
своем строилась работа клубов интернациональной дружбы в СССР, стали неактуальны...
По образованию Ольга Сергеевна – учитель русского языка и литературы, поэтому
к слову и информации отношение у нее самое трепетное.
– Ольга Сергеевна, как же вас занесло в КИД?
– Работу искала, – просто говорит она. – А поскольку в школе мест не было, я согласилась
вести Клуб интернациональной дружбы. Думала, что временно, а оказалось – на всю
жизнь... Но все получилось даже к лучшему. В школе мне как-то простора не хватало...
Простой пример: в пятом классе по программе мы должны много-много часов изучать
русские пословицы и поговорки, но при этом «Тимур и его команда» вообще проходят
мимо ребят, а это как раз то произведение, которое идеально понятно в этом возрасте
и закладывает очень важные жизненные ценности. Поэтому я на свой страх и риск
брала и читала «Тимура» со своими пятиклассниками, за что, естественно, получала
по голове от школьного начальства... А в кружке нет жесткого учебного плана, часто
ты действуешь, исходя из тех ценностей, которые близки тебе...
– И как действовали вы, Ольга Сергеевна?
– Во-первых, как словесник, я хотела, чтобы детей интересовала информация, чтобы
они умели с ней, самой разной, работать, разбираться в ней и применять в жизни.
Поэтому я все время старалась подкинуть им что-нибудь «вкусненькое», касающееся
самых разных культур, стран, городов, национальностей. Я хотела убедить ребятишек
в том, что мир – крайне интересная штука и жить в нем – легко, увлекательно, радостно.
И можно дружить КИДами, городами, странами...
Во-вторых, я педагог, а значит, мне важно, чтобы процесс учебы шел и доставлял
ребятам радость. А этого можно было достигнуть только через игру, юмор и, конечно,
поощрение даже крошечной толики сделанного ребенком: «Ой, Валечка, какой ты молодец!
Я бы до такого никогда не додумалась». И Валечка горд собой, потому что его похвалила
сама Ольсергевна, ему хочется еще раз «искупаться» в этой похвале и всеобщем внимании.
И он уже сознательно старается откопать что-нибудь эдакое из книг, передач, чтобы
приятно поразить окружающих. А если ребенок с детства научится радоваться именно
процессу приобретения знаний, то... Ну, ему любая карьера по плечу!
– Ходят легенды о фантастической успешности ваших воспитанников...
– Да, многие стали успешными: уехали работать за границу, в столицу, прекрасно
состоялись в родном городе. В КИДе из вполне вроде бы обыкновенных мальчишек и
девчонок воспитались педагоги, врачи, депутаты, экономисты, юристы, писатели и
даже есть парочка атташе... Кстати, в гимне Волгоградского КИДа есть такие слова:
«Буду я точно важною птицей, Стану посланником, стану послом и атташе. Буду учителем
– тоже сгодится. Буду строителем – тоже сгодится. То, что я взял, то, что из КИДа
унес я в душе...». Может, все действительно начинается со слов, которые со временем
воплощаются в жизнь? Кстати, послом стал яркий и деятельный мальчик – Сергей Тюрин
из первого потока кидовцев, он работает в ООН. Послами стали также Игорь Лихолетов
и Миша Федяев.
– Знаю, что у КИДа есть удивительные заповеди...
– Собственно, они родились
из стремления жить интересно. И для многих стали жизненным кредо. Например, «Нас
мало, но мы
с КИДа», «Сейчас? Пожалуйста!», «Если только потому, что как все, то зачем?»,
«Лучше больше и лучше», «Слово – кремень», «Бди!», «Воспитай родителей!». А девиз
мы позаимствовали у турецкого
поэта-коммуниста Назыма Хикмета: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь,
если мы гореть не будем, кто тогда рассеет тьму?».
Опубликовано: 2008-05-01
|