В поисках вакцины
Во многих своих ранних стаьях я высказывал мысли об «ущербности волгоградской
литературы», об «отсутствии достойных авторов» и о «видимости насыщенной культурной
жизни, создаваемой журналом «Отчий край».
Каюсь! Погорячился! За последние два года мое мнение резко поменялось: я увидел
куклы Анны Чумичевой, вдумчиво прочитал стихи Леонида Шевченко, услышал группу
«Квадрат» и проникся поэзией Евгения Лукина. Все не так гибло, оказывается!
Еще одной светлой страницей в истории волгоградской литературы является творчество
Евгения Юрьевича Лукина.
Для Лукина творчество – способ не сойти с ума в этом мире. «Как это сделать?
В этом-то я и пытаюсь разобраться, когда пишу стихи, прозу или песни. Легче,
наверное, ответить на вопрос «от чего нельзя сойти с ума». С ума же можно сойти
от несовершенства этого мира, от его абсурдности и нелепости», – поведал нам
автор.
«Вениаминовская» поэзия
Евгений Лукин, на мой взгляд, является одним из самых остроумных и наблюдательных
поэтов современности. Собственно говоря, первоначально я познакомился с Лукиным-поэтом.
Прочитал сборник «Чертова сова» взахлеб и на одном дыхании. Стихи меня сильно
впечатлили. Лаконичные по форме и очень мудрые по содержанию. По стилистике
стихотворные произведения Лукина очень схожи со стебными опусами Всеволода Емелина
и Вадима Степанцова, меткими сатирами Игоря Иртенева и забавными словесными
эквилибрами и жизненной позицией Тимура Шаова. Вообще-то зря я расставил акценты
таким образом. Это они все похожи на Лукина...
В эпоху безвременья (когда потеряны все нравственные ориентиры, когда в головах
людей господствует клиповое мышление, когда нет определенной госидеологии, когда
непонятно, к чему стремиться, когда люди не способны справляться с потоком обрушиваемой
на них информации и систематизировать полученные знания) уже не актуальны глашатаи-правдорубы
и любители изящной словесности. Поэзия Лукина проста, понятна и – без всякой
ненужной патетики. И поэтому она очень удачно вписывается в контекст современной
культуры. Но не надо думать, что все стихотворные произведения созданы на потребу
дня – это не так. Просто эта жизненная позиция умного и спокойного человека,
в какой-то степени схожего с оруэлловским «Вениамином», наблюдающего за будничным
фарсом со стороны, в современной ситуации является наиболее адекватной. Его
не проведешь на мякине, он никому не верит и над всеми посмеивается, как Господь
над анчутками. Время борцов и «отпрысков Фета» ушло! И не надо галдеть об упадке
культуры. Каждому времени – своя шкала ценностей.
Упадок – это миф?
«Существует такой закон: «все хорошее вытесняется плохим». Но беда в том, что
со временем все, что казалось плохим, начинает казаться хорошим. Упадок культуры
– довольно сложный вопрос. Смотря от чего отталкиваться. Например, взять то
время, когда прекрасный древнерусский язык был заменен современным – это же
тоже был упадок. Сейчас мы говорим на более бедном в грамматическом плане языке,
мы утратили множество склонений, спряжений, времен глагола и т. п. Ну, ничего
– привыкли же. И когда упрощается наш современный язык, мы расцениваем это тоже
как некую катастрофу, которую называем «упадок культуры». Искусство развивается
по своим канонам и правилам. Если наука развивается поступательно (после новых
открытий все накопленные прежде знания устаревают, становятся ненужными и с
легкой руки профессора-инноватора отправляются в исторические учебники и «на
патриархальную свалку устаревших понятий»), то искусство развивается по синусоиде.
И что интересно, многие произведения, написанные много лет назад, продолжают
находить отклик и служить ценностными ориентирами. Нарисованный на скале бизон
ни в чем не уступает шедеврам мировой живописи. А культурный упадок и падение
нравов – миф», – так считает Лукин.
Фантастика – способ моделирования будущего
Евгений Лукин известен в Волгограде и далеко за его пределами прежде всего
как писатель-фантаст. В свое время я очень прохладно относился к фантастике,
приравнивая ее к сказкам и небылицам. Но на самом деле глубоко заблуждался.
Многие фантасты черпают образы из реальной жизни. Фантастика не есть плод больного
воображения и свободный полет фантазии. Это – и социальное моделирование, и
прогнозирование возможного будущего. А в абстрактных и отвлеченных образах угадывается
наша действительность. Фантастика – аллегорически воспроизведенное настоящее.
Вспомните того же Герберта Уэллса с его «элоями» и «морлоками». Многие прогнозы
прозорливых фантастов, надо сказать, сбываются.
Лукин не исключение. Евгений Юрьевич сейчас работает над несколькими повестями.
– В последнее время я придумал себе такой мирок – да, собственно говоря, какой
он выдуманный? Он списан с натуры! – в котором мне удобно решать свои проблемы
и искать ответы на интересующие меня вопросы. Это – распавшаяся на несколько
суверенных государств некая Сусловская область. И в новой повести я описываю
один из ее районов и устраиваю там небольшой социальный эксперимент: то там
придут к власти православные коммунисты, то психиатры, а то и вовсе общественно-политическое
движение «Колдуны за демократию» (улыбается). Ставя социологические эксперименты,
я пытаюсь разобраться – что будет и с нашей страной, и с нашей большой семьей
– с человечеством, с цивилизацией. И пытаюсь придумать какой-нибудь выход. Пока
мне этого не удалось... – признался Евгений Юрьевич и в конце беседы прочитал
одно из своих четверостиший.
Милый мой! Действительность
не лечится.
Это установлено давно.
Данный бред зовется человечеством –
И другого, знаешь, не дано.
Очень бы хотелось, чтобы все-таки нашелся доктор. Он есть. Но сначала он должен
вылечить себя. Да-да, это – ты, дорогой читатель...
Евгений Лукин – известнейший волгоградский писатель-фантаст, поэт, автор-исполнитель.
Родился в Волгограде. Окончил (вместе с женой Любовью Лукиной) историко-филологический
факультет Волгоградского педагогического института. Начал писать вместе с Любовью
Лукиной фантастику во второй половине 70-х. Дебютная публикация – рассказ «Каникулы
и фотограф» (1981). С тех пор Евгений Лукин выпустил в свет более сорока книг,
стал лауреатом около сорока литературных премий («Интерпресскон», «Бронзовая
улитка», «Странник» и мн. др.). С середины
70-х Евгений Лукин пишет стихи и песни. Но по-настоящему прославила Лукина его
фантастическая проза («Портрет кудесника в юности», «Алая аура протопарторга»
и др.)
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-04-24
|