Образование VS Образованность
«То, что отличает человека, учившегося от самоучки, измеряется не знаниями,
а иной степенью жизнеспособности и самосознания».
М. Кундера
Нервно перебирая пальцами своих худых рук, я чувствую это. Это так и лезет
из меня. Мои ощущения отвратительны. Уже какую ночь подряд я не могу забыться...
Мои переживания можно раскрыть одной фразой нашего современника: «Моя бездарность,
понимая свою убогость, так и лезла во все щели…». Что сказать? В точности описывает
мое состояние. А я вот даже сказать так не могу. Ну да, еще один камень в мой
огород. Хотя этот один камень уже ничего не решит. Мой огород давным-давно завален
и больше представляет собой музей геолога-фетишиста...
Если перечислять самые заметные мои экспонаты, то можно увидеть подписи под
ними: «я не разбираюсь в живописи», «не отличу Еврипида от Софокла», «так ни
разу и не прочитала «Войну и мир» в полном варианте», «не знаю иностранных языков
(даже разговорный английский начинаю забывать)», «путаюсь в истории России (не
говоря уже о зарубежной)», «от меня далеки все естественные науки»... ну, и
так далее по списку. И самый массивный камень, я бы даже сказала – мини-скала:
отсутствие какой-либо системы в моих хоть скудных, но имеющихся знаниях!
Да, я получаю образование. Высшее. Но почему-то мне стало казаться, что я не
становлюсь умнее, образованнее, а только теряю время. Я отличница, но не чувствую
этого. Я не обладаю такими элементарными знаниями, что из-за отсутствия оных
просто не имею права называться выдающейся студенткой! У меня вовсе не низкая
самооценка, я просто реально смотрю на вещи. В моем университете около 250 отличников.
Так что же, это одна я зачислена в ряды избранных по ошибке? Сомнительно...
Интересно, а что думают по этому поводу мои ровесники и соратники? Такие
же обычные студенты... Думают ли вообще? Или они в отличие от меня уверены в
себе, в своих талантах и уровне образованности?
Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные,
творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них
считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми. Столь низкая
самооценка характеризует неверие в свои силы, и, следовательно, такой факт должен
отразиться в виде оттока из сферы интеллектуального труда, чего, согласитесь,
не происходит. Эти же социсследования показывают, что в глазах студенчества
продолжает падать ценность умственного труда, знаний.
Как ни парадоксально, но вместе с падением самой ценности образования мы имеем
возможность наблюдать образовательный бум в нашей стране. По показателям ЮНЕСКО,
Россия вышла на третье место по числу студентов на 10 тысяч населения. Если
говорить о количественном соотношении, то у нас уже почти 500 студентов на 10
тысяч населения, а еще 10 лет назад было 200. То есть по идее молодежь хочет
учиться.
Закономерный вопрос: а ЗАЧЕМ молодые люди хотят учиться? Как говорит ректор
МГУ Виктор Садовничий, «в начале 90-х общество поверило, что можно через торговлю
«Пепси-колой» и «Сникерсами» получить все. Но очень быстро общество разобралось.
Уже к концу 90-х люди поняли, что образование и получение знаний, фундаментальных
знаний, намного продвигает человека, в том числе по служебной лестнице. Люди
хотят получить образование, конечно, думая о своем будущем. И бизнес, он сейчас
главный заказчик специалистов, тоже стал это понимать. Теперь принято, что хорошее
образование сразу продвигает молодого человека по служебной лестнице...».
Делаем вывод: молодые люди в большинстве своем не хотят зарабатывать деньги
физическим трудом, видят путь к осуществлению своих желаний – получить высшее
образование. Получается, что именно в этом и заключается основная ценность образования?!
Общество, сделавшее обогащение смыслом своего существования, формирует соответствующие
жизненные потребности. Мы давно перестали учиться для самих себя. Перестали
учиться с удовольствием и упоением. Делаем это либо по привычке, либо для дяденьки
работодателя. Зачастую забывая, что помимо прикладных знаний и умений человеку
с высшим образованием необходимо приобретение такого качества, как «образованность».
Хотя бы ради того, чтобы не удивляться, когда редактор удивленно приподнимает
брови при виде словосочетания «пОстельные тона»...
Основные ценности образования
1. Развитие (25,8%)
2. Компетентность (23,6%)
3. Уверенность (13,7%)
4. Практичность (10,3%)
5. Современность (6,4%)
6. Совершенствование (5,3%)
7. Надежность (4,6%)
8. Престижность (4,3%)
9. Гармоничность (4,1%)
10. Превосходство (2,1%)
(По мнению студентов)
Комментарии к теме
Елена Панова, преподаватель:
– Образование – это получение диплома. Образованность – это более широкое понятие,
которое включает в себя массу других составляющих, в том числе воспитание, культуру,
духовность, другими словами, образование – это по диплому, а образованность
– по призванию.
На сегодняшний день уровень образованности упал – это не ново. Но наш среднестатистический
студент по уровню развития, широты знаний, интересов все равно выше уровня среднестатистического
студента в Европе. Исключая, пожалуй, Германию, так как наши системы образования,
от которых обе страны сейчас упорно отказываются, схожи. На мой взгляд, мы движемся
к тому, что уровень образованности в нашей стране станет удивительно низким.
Высшее образование стало массовым, чего нельзя увидеть ни в одной европейской
стране! Этот факт обесценивает диплом и само понятие «образованный человек».
Человек развивает свой интеллект, но, к сожалению, забывает развивать душу.
Это приводит к тому, что у человека нет элементарных знаний о простейших духовных
законах. Обидно, что иностранцы лучше понимают нашу литературу, культуру, религию.
Олег Воробьев, издатель:
– Представьте, что будет, если в дипломе отражать реальные достижения выпускника
за период обучения, а не оценки и зачеты. Тогда в нарядных корочках будет написано:
«Умеет прочесть за ночь 20 томов средневековой литературы», или «Выдает виртуозные
экспромты на экзамене по философии», или «Кутил весь семестр, но сессию все
равно сдал досрочно». Работодателям было бы значительно легче ориентироваться
в бесконечном потоке кандидатов...
Что же такого дает эта чудесная бумажка под названием «диплом»? Может быть,
это путь к богатству и процветанию? Посмотрим. Кто у нас самый богатый человек
на планете? Билл Гейтс, который не закончил толком ни среднюю школу (там он
договаривался с преподавателями, что продаваемые им программы пойдут в зачет
контрольных работ), ни экономический факультет Гарварда (говорят, много времени
уделял игре в покер).
Тогда, наверное, диплом нужен, чтобы получить престижную и творческую работу?
Не факт. Я, будучи руководителем небольшой компании, в которой работает полтора
десятка человек, НЕ ЗНАЮ, где учились мои сотрудники. Я не видел и не хочу видеть
их дипломов. Мне важно, кто они есть сейчас, а не на кого они учились.
Какой тогда смысл? Для чего все эти бессонные ночи, красные глаза, гастриты
и неврозы, кредиты и проценты? Я думаю, дело в следующем.
Во-первых, не у каждого хватает смелости БЫТЬ специалистом. И тогда нужна авторитетная
бумажка, в которой написано, что ты по идее есть талантливый менеджер и специалист.
Ведь вуз-то у тебя не какой-нибудь, а «во какой»... Только на получение этой
бумажки уходит уйма денег и несколько лет жизни.
Во-вторых, для меня вузовские годы – это опыт преодоления катастрофы. Сессия
дает острейшие переживания: ты постоянно находишься «между жизнью и смертью».
Прочесть за ночь тысячу страниц, найти гениальный ответ прямо на экзамене –
в этом было ощущение жизни...
Вузовский бизнес, а также выдача дипломов и сертификатов будет процветать всегда
– еще никто не разорился на том, что потакал праздности, лени и бездействию
своего ближнего.
Мария Долгополова
Опубликовано: 2008-04-24
|