Тест: Какой ты тип работника?
Возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок:
I – «человек – природа»,
II – «человек – техника»,
III – «человек – знаковая система»,
IV – «человек – художественный образ»,
V – «человек – человек»;
2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком
«+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку. Если не
соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «–». Если вы не можете ответить определенно,
то вообще цифру не выписывайте;
3) подсчитайте суммы выписанных цифр в каждой из колонок. Наибольшие положительные
суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий.
1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-1).
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
6. Охотно занимаюсь уходом за животными и растениями (I-1).
7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь
делом, помочь им в чем-то (V-1).
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей,
старших (II-2).
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства
(IV-2).
11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
13. Охотно читаю об устройствах механизмов, приборов (II-1).
14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2).
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди
(IV-2).
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными
(I-2).
19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной
форме (III-2).
Краткое описание типов профессий
I. «Человек – природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать
за растениями, животными, увлекаетесь биологией...
Виды деятельности: изучение, исследование, анализ состояния, условий
жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик,
фитопатолог); выращивание растения, уход за животными (лесовод, полевод, цветовод,
овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); профилактика заболеваний
растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования: развитое воображение, наглядно-образное мышление,
хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать
изменчивые природные факторы; специалист должен обладать терпением, настойчивостью,
должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях,
в грязи и т. п.
II. «Человек – техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике,
химии, электротехнике, вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, хотите
создавать, ремонтировать машины, механизмы, аппараты...
Виды деятельности: создание, монтаж, сборка технических устройств (проектирование,
конструирование, ремонт технических устройств).
эксплуатация технических устройств (работа на станках, управление транспортом,
автоматическими системами);
ремонт технических устройств (выявление неисправностей технических систем, приборов,
механизмов, их ремонт, регулировка).
Психологические требования: хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое
техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать
внимание; наблюдательность.
III. «Человек – знаковая система». Большинство профессий этого типа
связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
– знаковая система» являются: тексты на родном или иностранном языках (редактор,
корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); цифры, формулы,
таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); чертежи,
схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман,
геодезист); звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования: хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть
то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.
IV. «Человек – художественный образ».
Виды деятельности: создание, проектирование художественных произведений
(писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист,
хореограф); изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор,
гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); размножение художественных
произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по
камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования: художественные способности; развитое зрительное
восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление;
творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия
на людей.
V. «Человек – человек».
Виды деятельности: воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель,
тренер); медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня); бытовое
обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер); информационное обслуживание
(библиотекарь, экскурсовод, лектор); защита общества и государства (юрист, милиционер,
инспектор, военнослужащий).
Психологические требования: стремление к общению, умение легко вступать
в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с
людьми; доброжелательность, отзывчивость;
выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих
и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, умение улаживать
разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
умение убеждать людей;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей.
Опубликовано: 2008-04-10
|