Униженные и оскорбленные ниферы
Почему возникают субкультурные войны
– Гопники нас бьют, отрезают челки, выдирают пирсинги, ломают скейты. Теперь
в продаже появились значки с надписями типа: «эмо sucks», «beat up emokid» и
тому подобными.
Недавно одного моего знакомого побили у ресторана «Рассвет», – такой неожиданный
ответ на мой, казалось, совершенно невинный вопрос о разнице между положениями
иностранных и российских эмокидов я получила от Полины – девушки-эмо, по всем
правилам «корпоративного дресс-кода» сигнализирующей о своей «принадлежности»
узором «шашечка», снэпами, розово-черным ободком etc.
Полина продолжала:
– На западе к эмо-культуре относятся гораздо терпимее, совсем другое дело –
в Волгограде. Между городскими субкультурными группировками постоянно происходят
столкновения, и дерутся между собой все: панки, готы, рэперы, эмо в том числе.
Особенно агрессивны скинхеды и гопники, а мы стараемся быть более миролюбивыми.
Но нас не любят и не понимают.
Появилось даже специальное понятие emohater (эмоненавистник). Не издевается
над эмо, в полном соответствии со словами Полины, только ленивый: агрессию по
отношению к ним – и взаимно – проявляют неформалы и скины, «гопники» и бэймеры.
Были даже столкновения с… увлекающимися аниме, о чем сообщил один из педагогов
МУ «Подросток-Центр» Центрального района. Бэймеры так объясняют свою неприязнь:
«Эмо все – крашеные девочки и плачут все время».
Впрочем, высказываются и другие мнения: «Эмо тупо за себя постоять не могут
и дружат с бонами»; кто-то называет их «модными готами», кто-то – «детьми, пустышками».
Как емко выразилась Саша, бывшая неформалка, эмо «ненавидят все, потому что
у них нет цели и они себя просто жалеют». Готы так вообще заявляют, что «ненависть
к эмо у них в крови» (это мнение поступило от готессы с дизайнерскими наклонностями).
Наибольшее число нареканий вызывает бисексуальность эмо, и эмокиды мужского
пола за это, а также за особенности внешнего вида (длинные волосы, подведенные
глаза, узкие брюки, худоба) выслушивают немало нелестных замечаний касательно
сексуальной ориентации, что, по мнению известного психиатра Ксении Магнитской,
является вполне объяснимым: «Дело в том, что бисексуальность не является биологической
нормой, в отличие от традиционных сексуальных отношений. Бисексуалы пытаются
переписать законы природы, что вызывает естественное отторжение».
Войны рэперов
Еще одна «страничка» из истории конфликта «эмо – мир»: на совершенно удивительных
основаниях часть субкультурной группы эмокидов начала вместе со скинами «дружить
против антифашистов – стрейтэйджеров» (от англ. Straight Age), якобы не приемлющих
распространенности среди эмо курения и других «язв» современного общества. Еще
более парадоксальной ситуация видится после многочисленных свидетельств обиженных
эмо, побитых скинхедами, и обнаружения в среде скинов тех же самых стрейтэйджеров,
то есть людей, придерживающихся здорового образа жизни, которым «порочность»
эмо тоже ой как не нравится.
Еще одна категория «униженных и оскорбленных» – нелюбимые за собственный «пустой
голый пафос» рэперы, которые вели «войну» с неформалами около 3–4 лет назад
и до сих пор конфликтуют со скинами, правда, они то дерутся, то ходят вместе...
Уличное рэперское движение, по словам ценителя рэп-музыки и стиля вообще Виктора,
сейчас сходит на нет, да и раньше рэперам приходилось только отвечать на нападки
– инициаторами они не становились. Неформалы проявляют агрессивность по отношению
к тем же скинхедам, которые обычно оказываются сильнее благодаря своей наглости
и количеству, рэперам, гопникам, и стычки в основном происходят в местах их
«скопления» – у «Сакуры», у библиотеки им. Горького, но не на набережной, где
любые столкновения будут быстро пресечены.
Меньшую «активность» проявляют занимающиеся уличными видами спорта: BMX-движение,
скейтеры, роллеры, которые никогда не выступают инициаторами конфликтов. Скейтеры
и бэймеры, которых зачастую можно отнести к рэп-культуре, конфликтуют со скинами
и «гопами», причем, по заявлениям обеих сторон, неизменно одерживают верх.
Мифологизированные и неуловимые «гопники», о внешней атрибутике которых никто
не может сказать ничего, кроме наличия спортивного костюма и пресловутого «да
их по лицу видно», а про убеждения – «они просто всех ненавидят», иногда совершают
акты истинного… христианского милосердия, и, по словам тех же бэймеров (с целой
их компанией я столкнулась на набережной), «если с велика упал, то помогают
встать, пива дают и прикурить».
А душки роллеры, как «слаломисты», так и «агрессивщики», не конфликтуют вообще.
Можно сделать вывод, что наиболее агрессивны именно скины и гопники, и на таком
фоне редкие столкновения некоторых группировок скинхедов с готами и обмен последних
с сатанистами «заклинаниями» вообще выглядят достаточно наивно.
О кучковании
Такая картина – при игнорировании линии фронта «бонхеды – антифашисты» – практически
всеобщих побоищ появилась в сознании автора статьи после углубления в уличный
мир Волгограда. Однако в отделе управления юстиции и в ГУВД области отрицают
наличие стычек между неформалами.
А так ли страшен черт, как его малюют? Ведь и сами бывшие участники молодежных
движений, сумевшие, видимо, трезво взглянуть на вещи, так заявляют, например,
о вышеупомянутой «войне» между неформалами и рэперами: «Обычно собирается пьяная
толпа, и происходит мордобой, причина – только взаимная ненависть и ветер в
башке». Да и в стане самих «ниферов» существуют «идеологические разночтения»,
которые делают вопрос «Против кого будем дружить?» излишним, существуют и предпочитающие
пиво образованию, и те, кого можно встретить в подземке с гитарой...
К тому же на молодежной «ярмарке тщеславия» присутствует сильный привкус декларативности.
По выражению мыслителя Жоржа Луи Бюффона, «истина, ставшая достоянием толпы,
искажается до неузнаваемости», и весьма вероятно, что догмы, исповедуемые волгоградскими
субкультурными группировками, сильно искажены, а то и вовсе нивелированы…
Но в этом случае ситуация в среде современной молодежи представляется еще более
невразумительной, ведь тогда агрессия «всех против всех» оправдывается лишь
«естественнонаучно». Психиатры так говорят об этом: «Стремление к «кучкованию»
биологически обусловлено, ведь человек – животное стайное, и поведение его будет
стайным. В подростковом возрасте все инстинкты проявляют себя полностью, агрессия
малоконтролируема, ведь в этом возрасте соотносительный размер мозга уменьшается,
и он работает по принципу «здесь, сейчас, хочу» и не может прогнозировать результат.
У молодых есть чувство множества: если есть «мы», то есть «наши» и «не наши»,
и именно это противопоставление, при котором отрицается любая чуждая культура,
осознается как собственная «правота» – основа всех войн».
Не стоит, думаю, добавлять, что многие члены неформальных групп являются выходцами
из маргинальных слоев общества, бывают непоняты семьей, друзьями, а часто беспричинно,
будучи вполне благополучными, испытывают психологические трудности. Однако если
говорить о способах отвлечения молодежи от «военных действий», возникает проблема:
нехватка клубов и недостаточная развитость материальной базы существующих. Руководители
районных подростковых центров областного центра, отмечая поддержку депутатов
и КДМ всех уровней, все-таки испытывают трудности. Вот мнение директора МУ СДЦ
«Перекресток» Дзержинского района М.Н. Мурашовой: «Помещений не хватает, да
они и не очень просторные; хотелось бы иметь побольше спортивных секций».
Схожие проблемы испытывает и клуб «Волга» Кировского района, хотя его директор
Н. И. Пескова склонна относиться к ним философски: «Финансовые проблемы есть
везде». Стоит упомянуть, что «Волга» занимается как раз целенаправленным развитием
неформального уличного направления хип-хоп, включающего рэп, брейк-данс и граффити.
Л. В. Сизякина, методист МУ «Подросток-Центр» Центрального района, в который
приходили и ролевики, и любители аниме, и «почти настоящие» индейцы, говорит
об этом же: «Рыбу хорошо дают, а хотелось бы удочку». Последнее время выделяются
достойные суммы на конкретные мероприятия, появилась даже возможность открыть
компьютерный класс, но…
Не хватает молодых педагогов, никто не хочет работать за мизерную зарплату.
Среди других причин непопулярности клубов среди неформальной молодежи – и недостаток
информированности последней. Еще отметим проблему «подвальности» большинства
существующих клубов для подростков – готам это, может, и понравится, а вот остальным…
Проблема «устроенности» подростков решится только после организации молодежного
клуба в каждом микрорайоне и выделения мест под филиалы районных молодежных
центров в каждом новом доме! Это ведь недорого – инвестиции в молодежь окупаются,
когда она, эта самая молодежь, вырастает в нормальных людей, умеющих справляться
со своими проблемами и эмоциями.
«Организм должен существовать на уровне стресса, только тогда он живет по-настоящему.
Агрессия – это проявление внутривидовой борьбы, без которой никакое человеческое
общество не развивается. Агрессия во многом является результатом дефицита спортивной
жизни, поэтому спорт – единственная возможность ее контролировать, т. е. «Олимпиада
должна заменить войну», – считает К. Магнитская. Возможно, это объясняет, почему
именно молодежные движения, связанные с уличными видами спорта, проявляют наименьшую
агрессивность.
Председатель Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области
Андрей Варакин:
– Нам известны практически все молодежные течения и группы, мы работаем с 19
молодежными организациями, которые тоже обитают не в вакууме, и таким образом
мы узнаем о том, что происходит, и если назревают какие-то проблемы, то мы их
решаем. Да, у нас есть и эмо, и готы, но не в таких масштабах, как в той же
Самаре. После принятия спиртных напитков и наркотических веществ действительно
может произойти что угодно, но если вы вечером пройдетесь по городу, то увидите
спокойно гуляющую молодежь, студентов медуниверситета, технического университета
– африканцев, индусов, гуляющих вместе с русскими. Я не думаю, что они боятся,
как в Питере, пройти по городу. Вообще я считаю, что человек с активной жизненной
позицией никогда не примкнет к такому течению, у него будет собственная точка
зрения на все происходящее. Вовлеченность в подобные объединения – это просто
этап жизни.
КДМ предлагает совершенно логичную альтернативу неорганизованным и агрессивным
уличным течениям: «На данный момент только в Волгограде существует 26 активно
функционирующих патриотических клубов. Можно заниматься прикладными видами спорта,
снимать накопившуюся агрессию через спорт, игры».
Лилия ЯППАРОВА
Опубликовано: 2008-04-10
|