Брошу все, поступлю в аспирантуру!
В последнее время мы очень много пишем о проблемах молодых учителей и преподавателей.
Нередко призываем молодое поколение выпускников посвятить себя преподаванию.
Дабы не быть голословной и чтобы призывные аргументы не выглядели формальными,
решила примерить профессию на себя.
Сделать это оказалось не так просто. Очень долго велись переговоры с разными
кафедрами разных вузов. Понятное дело, что из имеющихся логичнее всего было
бы попробовать передать свои знания по журналистике. Но для чистоты эксперимента
очень хотелось пообщаться с совсем незнакомыми студентами. Не тут-то было: преподаватели
со стажем ни в какую не хотели отдавать своих студентов (они так трепетно говорят
это: «МОИ студенты») в молодые неопытные руки. Одни переживали за «потерянную»
пару, другие боялись, что я не справлюсь, третьи ссылались на нежелательность
эксперимента из-за возможной реакции руководства. И я их понимаю: своих внештатников
тоже бы просто так не отдала. Но, как всегда, готовый к маленьким авантюрам
и большим открытиям, навстречу пошел мой родной факультет родного университета,
ВолГУ. Заведующий кафедрой Александр Владимирович Млечко предупредил: первый
курс, вверяемый мне на полтора часа, очень сильный и пытливый. Разговоры ни
о чем не прокатят (благо это не мой метод). Он попросил придумать и четко сформулировать
тему, в которой я досконально разбираюсь, знаю все мелочи и нюансы. Договорились
на «через полторы недели». Признаться, я неплохо (ну так, на красный дипломчик)
отучилась, немало поездила по семинарам и конференциям, не говоря уже о таком
грандиозном (в плане количества полученной информации) мероприятии, как Всемирный
конгресс Международной федерации журналистов. Словом, сказать мне было что.
Оставалось только выбрать самое интересное.
Домашнее задание
Не так-то это просто. Тонны материалов, привезенных со всех концов нашей необъятной,
интересные записи, распечатки чего-то откуда-то, куча презентаций и ворох мелких
полезностей – все предстояло вспомнить и перебрать. Но сначала я подумала, что
может быть интересно людям, только начавшим учиться на журфаке? Вспомнила себя
в те годы. Аналогия оказалась бесполезной: я тогда уже третий год сотрудничала
с редакцией и много чего знала изнутри. Вот! Изнутри! Тема родилась сама собой:
«Источники информации и Интернет как источник информации». В конце концов это
будет им очень полезно – не за горами первая практика. Только я начала смаковать
свои эксклюзивные материалы, как позвонил Александр Владимирович и сказал, что
есть возможность провести мастер-класс завтра. Пришлось мобилизоваться, профи
я или нет? Здесь же пришло первое озарение: наверное, точно так же, как и я
сейчас, преподаватели ищут для СВОИХ студентов новенькое, интересненькое. Таковыми
оказались, разумеется, материалы с конгресса, кое-что с конференции для журналистов,
пишущих об IT, и мои давно сделанные записи, в которых я однажды изложила свое
видение источников информации. Некогда я готовила их для выступления на какой-то
еще конференции. Помнится, простота классификации и свежесть взгляда были высоко
оценены коллегами-профессионалами. Вот бы первокурсникам это понравилось! Адаптировала,
вроде удачно. Ну а Интернет – это вообще моя среда. Как бы я его ни ненавидела
по многим причинам, грамотно в нем ориентироваться сегодня необходимо. Решила
рассказать о том, как искать в Сети, чтобы непременно находить искомое. Компиляция,
адаптация, распечатка, вперед!
Рабочий полдень
Пара в полдень еще в студенчестве была моей любимой. Ей предшествует длинная
перемена, на нее приходишь отдохнувшим и посвежевшим. На то и рассчитывала,
«вышивая» по пробкам 2-й Продольной. Эх, а кому-то каждый день так ездить, да
еще и на маршрутках-автобусах… Первый раз за долгое-предолгое время не опоздала
на пару. На пятом курсе такого почти не было. Да и вообще в универ я приехала
впервые с момента получения диплома. Знаково, что пара мне предстояла в той
же аудитории, где я его защищала. За той же самой кафедрой. Волнения как не
бывало. Я шла туда, как будто каждый день вот уже много лет подряд прихожу и
веду пары у студентов. Такое приятное ощущение: сейчас, совсем скоро, я поделюсь
с ними тем, что знаю и умею.
Евгения Александровна Смирнова, мой преподаватель по много чему, позволила провести
мастер-класс на паре газетного дизайна. Представила меня студентам и села по
ту сторону кафедры. А я начала делиться. Полезные сайты сразу решили выводить
на проектор. Зря я не взяла презентации – с ними было бы легче. Вроде не так
давно отучилась, а уже многое здесь по другому: мультимедиа вовсю облегчает
труд преподавателя.
Так как я рассчитывала на интерактив, я заняла собственно лекцией ровно половину
пары. Потом, дабы хоть как-то оправдать занятие по дизайну, которое мне отдали,
мы обсудили новый вид «Молодого». Когда настала пора вопросов, они ограничились
всего двумя поднятыми руками. Я даже растерялась. То ли слишком много сказала,
то ли не очень интересно. Но как только вышла из-за кафедры, меня окружили студенты
и задали все действительно интересующие их вопросы. Я тоже полюбопытствовала.
Оказалось, нынче студенты-журналисты читают «Русский репортер» (мой любимый!)
и не очень хорошо относятся к «Ньюсвику». А одна девушка, Елена Андрющенко,
уже сейчас сказала, что, скорее всего, останется работать в университете, о
как! Значит, молодые преподаватели будут – они уже на подходе. Так хочется верить,
что государство как можно скорее изменит свое финансовое отношение к этой профессии.
После окончания пары студенты благодарили меня за мастер-класс, Евгения Александровна
– за полезную информацию, я всех – за внимание и оказанное доверие. Короче,
меня похвалили. Сказали, что пара прошла блестяще! На следующий день даже жалко
было, что не надо ехать в универ. Но в тот момент я была если не обессилена,
то изрядно уставшая. Все же когда делишься – делать это надо по-честному. И
у меня на пару ушло очень много эмоций и сил. Если честно, давно подумывала
о том, что с удовольствием и дальше бы делилась своими знаниями со студентами,
только бы ничего не писать и не защищать, все же теория – совсем не мое. И,
возможно, если бы не это, я бы стала преподавателем, молодым и успешным, в конце
концов, в начальной школе именно об этом я и мечтала, пока дедушка, журналист
«Известий», не подразнил красной корочкой «ПРЕССА». А может, я еще вернусь.
Серьезно! Формат мастер-класса мне очень понравился.
Каково быть преподавателем? Плюсы и минусы профессии
Е.А. Смирнова, преподаватель кафедры журналистики:
– Самое приятное в нашей профессии – это успехи твоих учеников. Это и самая
большая удача, и похвала, и удовлетворение от проделанного труда одновременно,
понимаешь: все проделанное не напрасно. Приятно, когда вспоминают хорошими словами.
Я бы даже сказала, что преподаватель – не совсем профессия, а дело, которому
отдаешь свою жизнь. Так вот еще одним плюсом является постоянное общение с молодежью.
Есть даже один давно замеченный факт: преподаватели всегда выглядят намного
моложе собственных лет. Все благодаря положительному заряду, получаемому от
студентов. И у них мы тоже учимся. По сути своей высшая школа – это конструктивный
диалог: мы им рассказываем, они находят что-то интересненькое. Образование –
обоюдосторонний, взаимно интересный процесс.
Что до минусов, считается, зарплата маленькая. И да, и нет. Все дело в отношении
человека к профессии. А еще это дело времени. Ведь кроме самой зарплаты существует
огромное поле для научной деятельности, та же система грантов, например.
Александр Киселев, ассистент кафедры зарубежной истории и мировой политики
факультета истории и международных отношений:
– Молодым преподавателем быть интересно. Ты хочешь что-то дать студентам, повлиять
на их мировоззрение, поделиться собственными знаниями и открытиями (например,
научными). Плюсы в том, что ты лучше понимаешь современную молодежь, чем более
маститые преподаватели, быстрее находишь с ними общий язык, тебе с ними интересно,
а им – вроде бы – с тобой! Минусы в том, что, во-первых, тебя не всегда и не
все воспринимают как преподавателя. Даже те студенты, которые младше тебя лет
на семь или даже десять, – и те видят в тебе скорее друга, чем наставника и
учителя. Во-вторых, сегодняшних студентов трудно чем-то удивить, к сожалению,
большинству из них твой предмет совсем не интересен... Многие молодые преподаватели
быстро разочаровываются и перестают к чему-то стремиться в преподавании....
Но я считаю, что это неправильно!
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2008-04-10
|