Радио – это беззвучный смех над «аистом»
Только глупец не видит, что «новое поколение» читать практически не умеет.
Зато очень активно слушает! То, что открыли психологи – у молодежи сильнее развито
левое полушарие, ответственное за «аудиовосприятие», зато никуда не годятся
визуальные способности – хорошо пригодилось продюсерам FM-станций. Из разновидности
журналистики «эфэм»-радио превратилось в «словесно-музыкальный понос», каждые
год-два возникают и исчезают новые станции. Правда, почти со старым «содержимым»
(иногда в буквальном смысле, например, «Ретро-FM», потчующее бабушкиным музоном).
Настоящие «радийщики» скептически смотрят на творческие потуги «эфэмщиков»:
мол, какая же это журналистика – откровенный бизнес! Тем не менее, в День радио
извечные трения притухают, и «классические» радийщики чокаются с «новыми русскими».
7 мая признан Днем радио. В нашем регионе работают около десятка радиостанций,
но хочется рассказать особо о волжском «Радио-экспресс», появляющемся «как штык»
с часу дня еще со времен основания города.
Волна имеет уже четвертое название: «С часу до двух» сменилась когда-то «Радио
Рикой». Потом она стала появляться под прозвищем «Муниципальное радио», а в
конце 90-х «обЭКСПРЕССилась».
…В студии записывают «новенькую». «В первый раз каждый запинается и шепелявит
– поясняет «экспрессный» главред Сергей Педе – «волнение не позволяет организоваться…».
Но вот гостья эфира наконец «построена» – звукорежиссер Александр Шалаев свел
все удачные моменты. Затем Сергей вместе с Мариной Пакаловой готовят эфир для
понедельника. Здесь-то я и услышал о «хвостике», «начитке» и «подкладке». Во
время «отслушки» может оказаться, что «начитка» и «подклад» были несбалансированными
(текст и музыка могут друг друга «зашкаливать»). А еще «хвостик» может не успеть
уйти (музыка должна снисходить на нет очень плавно). В общем, за всем следить
надо, нужна сноровка и театральные способности.
В студии много смеха… в кулак. Беззвучный смех – главная профессиональная особенность
«радийщиков». Знайте, что на радио всегда есть аист. Нет, не для того, чтобы
приносить его сотрудникам детей, а для того, чтобы обезопасить эфир от слюней.
«Аист» – это круглая сеточка перед микрофоном. Комната заклеена кинопостерами.
А еще дипломами и благодарностями. Люди рады получать объективные новости о
своем городе, а не «эфэмовский» ширпотреб.
Никто из наших героев не мечтал о радио изначально. Сергей мечтал о карьере
переводчика-востоковеда, но стал преподавателем в школе, где чуть не охрип.
Ди-джей «Магната» Светлана Бороздина пожалела его бесценный голос (талант должен
работать для всех людей, а не кучки мелких балбесов). Когда «Магната» не стало,
господин Педе ушел на «Экспресс» (государственное радио отпугнуло его своим
ханжеством).
Александр с детства бредил телевидением, но карьеру начал с газеты «Знамя».
Учился на инженера и продолжал грезить о телевидении. Соседом по лестничной
площадке у него оказался звукооператор волжского радио. Через него Саша попал
на кастинг «звуковиков» и стал режиссером «Экспресса».
Марина Пакалова всегда мечтала быть журналистом, но об «Экспрессе» как-то не
задумывалась. Изобретение Попова свело их вместе совершенно случайно.
Что самое трудное в работе? «Труднее всего записывать коммерческую рекламу»,
– признается Сергей. – Как-то один магазин заказал запись на 11 листов. Некоторые
слова были настолько узкоспециальными и непроизносимыми, что пришлось «писаться»
до ночи и многие просто потеряли голос. Заказчики вынуждают делать большой «синхрон»
(необработанную речь респондента). Особенно режет слух лозунг «Люби бесплатно!».
Что за дурь нам приходится говорить! Человек и так должен любить бесплатно.
А кому надо платно – пусть идет на панель!».
Но бывают у «экспрессников» и веселые рабочие моменты. Особенно когда Саша забывал
выключать микрофоны во время прямого эфира… А однажды редактор вместо того,
чтобы сказать «в студии…» брякнул: «в стуле». Из-за того, что на самом деле
оказался не НА, а В стуле – седушка провалилась…
Владислав ТАРАСОВ
Опубликовано: 2004-05-06
|