Кому светит «Серебряный свет»?
На мой взгляд, мы, здоро вые люди, часто жалуемся: квартира малогабаритная
– это повод для горьких сожалений, денег мало, с девушкой поссорился – так жизнь
вообще закончена и пора прыгать с крыши.
И мало кто осознает в тот момент, что «ореол несчастного» – штука коварная. Он
«прилипает» к человеку, деформируя его жизнь уже по-настоящему. И стать вновь
активным, жизнерадостным, искренним, любящим и заботливым уже гораздо сложнее.
С Настей Федоровой и Лилией Борзовой я познакомилась сначала заочно – по рассказам
специалиста Волгоградской областной библиотеки для слепых и слабовидящих людей
Натальи Пряниковой. Было ясно, что Наталья Владимировна гордится и радуется за
своих таких активных и творческих девчонок. Естественно, я позвала Настю и Лилию
в гости. Итак, знакомьтесь!
Настя Федорова до 7-го класса училась в общеобразовательной школе, а восьмой уже
по состоянию здоровья была вынуждена учиться в школе для слабовидящих ребят, что
находится на улице Новороссийской. Сейчас Настя – студентка 4-го курса факультета
социальных технологий ВолГУ отделения психологии. Девушка сочиняет стихи, поет,
играет на гитаре, участвует в проектах нескольких общественных организаций – молодых
незрячих инвалидов «Пламя», Межрегиональной общественной организации детей-инвалидов
«Аленький цветочек», клуба «Доверие», что в Советском районе и, конечно, «Серебряного
света» – того самого, который уже 10 лет живет и работает при Волгоградской областной
библиотеке для слепых и слабовидящих читателей.
Лилия Борзова, будучи вполне видящим человеком, можно сказать, попала в этот круг
случайно. Приехав в Волгоград учиться из Читы, девушка испытывала вакуум в общении.
А тут один знакомый зазвал ее в библиотеку на улицу Невскую: «Пойдем! Там такие
творческие люди собираются!». Аргумент оказался решающим, Лилия согласилась и
никогда об этом впредь не жалела. Завсегдатаи клуба приняли «незнакомку» в свой
круг легко и радостно. Оказалось, что всем есть чем друг друга обогатить творчески.
Лилия оказалась бесценным помощником – она же нормально видит! В 2000 году девушка
закончила факультет психологии педуниверситета, а через 6 лет вновь уселась на
студенческую скамью, но уже в Волгоградском институте искусств и культуры. «Поварившись»
в творческой среде слабовидящих и незрячих ребят, Лилия выбрала профессию режиссера.
Работа Лили связана с инвалидами по зрению – она трудится в той самой школе для
незрячих и слабовидящих ребят ассистентом учителя.
– Ты часто обижаешься на здоровых людей?
– Да, я обижаюсь на их непонимание и черствость. Я расскажу реальный случай из
моей жизни, а уж вы делайте вывод, имела ли я право обижаться... Поскольку я обладаю
ориентировочным зрением, то есть вижу силуэты и очертания, то по улице я передвигаюсь
с тросточкой или с провожатым. И вот однажды, идя по тротуару, я поняла, что моя
палочка за что-то крепко зацепилась. А рядом стоят две женщины. Вместо того чтобы
помочь, они молча наблюдали, как я корячусь, чтобы на ощупь на коленках вызволить
мою тросточку... Так и хотелось им сказать: «Да я же знаю, что вы здесь стоите
и наблюдаете мой «спектакль»!»
– Девушки, но мне казалось, что «лед» в отношении толерантности к инвалидам
тронулся...
Лиля: Все верно. Появились законы, защищающие права инвалидов. Их проблемами
стали интересоваться учебные заведения. Например, в конце апреля в ВолГУ пройдет
«круглый стол», где администрация этого вуза и студенты-инвалиды, которые там
учатся, обсудят те самые бытовые проблемы, которые для некоторых инвалидов становятся
почти непреодолимыми препятствиями: пандусы, окрашивание границ хотя бы последней
и первой ступенек на лестнице в контрастный цвет, возможность получать аудиозаписи
лекций...
Настя: Был случай, когда экзаменатор не поверила в то, что студентка не
может подняться к ней в аудиторию, потому что она – инвалид на коляске, и заставила
девушку подниматься. Коляску на четвертый этаж ВолГУ поднимали и спускали охранники...
Вот вам и показатель толерантности к инвалидам. Причем в довольно образованной
среде...
Лилия: Думаю, что равнодушие проистекает как раз от того, что с инвалидами
мало кто общается. А с другой стороны, виноваты и сами ребята, многим из которых
выгодно выглядеть жертвами: все жалеют, но и жизнь проходит мимо... Выход один:
стать активными, идти в общество здоровых людей и заявлять о своих правах. Тогда
и общество взглянет на людей с ограниченными возможностями как на равных, пусть
и внешне немного других.
– А есть свежие проблемы, о которых молодым инвалидам хочется громко заявить?
Настя: Есть! Например, из-за вступившего в силу в январе 2008 года закона
о защите авторских прав мы, слабовидящие и незрячие читатели, теперь не можем
в родной библиотеке на Невской переписывать на аудиодиски книги и учебники. Теперь
их можно прослушивать, только сидя в библиотеке, единственной в городе!
Поправка к публикации
В № 14 (605) газеты «Молодой» от 3 апреля 2008 г. на странице 18 в статье журналиста
Натальи ПОЛЯКОВОЙ под названием «Кому светит «серебряный свет»?» произошло искажение
смысла слов интервьюированного.
Цитата: «...– А есть свежие проблемы, о которых молодым инвалидам хочется громко
заявить?
Настя: – Есть! Например, из-за вступления в силу в январе 2008 года закона о
защите авторских прав мы, слабовидящие и незрячие читатели, теперь не можем
в родной библиотеке на ул. Невской переписывать на аудиодиски книги и учебники.
Теперь их можно прослушивать, только сидя в библиотеке, единственной в городе.
...».
Анастасия Федорова, герой публикации, попросила внести коррективы в смысл опубликованного,
последний абзац публикации «Кому светит «серебряный свет»?» должен быть таким:
«В действительности в соответствии с п. 2 ст. 1274 главы 70 «Гражданского кодекса
Российской Федерации», часть IV, от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (принятого ГД
ФС РФ 24.11.2006) в редакции от 1 декабря 2007 года, вступившего в законную
силу с 1 января 2008 года, в случае, когда библиотека предоставляет экземпляры
произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное
пользование, такое пользование, конечно, допускается без согласия автора или
иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Но при этом выраженные в
цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное
безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных
ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек, в этом суть и
катастрофичность проблемы, о которой хочется заявить громко! Ни в коем случае
речь не идет о переписке, копировании и тиражировании – это без разрешения автора
и/или иного правообладателя, естественно, незаконно. Речь о том, что читать,
а точнее, слушать в стенах библиотеки весьма неудобно, так как средняя продолжительность
«говорящих книг» (произведений художественных и учебных материалов, начитанный
дикторами в звуковой цифровой формат обычный плоскопечатный текст обычных книг),
примерно 15 часов, плюс надо повторять при этом какие-то моменты, так как, поверьте
мне, слушать и запоминать – это вам не глядеть, разница большая. Да представьте
себе, сколько времени занимает дорога до родной библиотеки и обратно, вдобавок
еще с какими тяготами для человека с проблемами зрения. Не отходя от темы, повторюсь:
как вы поняли, на руки на дом почитать, послушать произведения в цифровом формате
«Говорящие книги» и программные электронные библиотеки получить нельзя. Отмечу,
что обсуждаемый цифровой формат – это не просто модный, простой, мобильный способ
получения информации, а для инвалида по зрению это основной и единственный доступный
способ получения информации, тем более для нематериального личного удовлетворения
научных, учебных и культурных нужд, в которых, я не побоюсь выражения, мы испытываем
информационный голод. А обычные книги я лично, как представитель множества десятков
тысяч инвалидов по зрению по всей России, конечно, не читаю...».
Приносим извинения А.С. Федоровой.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2008-04-03
|