В современном мире и один в медиаполе воин…
…Сидели мы с папой на кухне и рассуждали о нужности-ненужности религии для
развития страны.
Я ему об абсурдности навязывания и внушения религии детям, дескать, у каждого
свой путь к своему Богу, а он мне – о полезности строгих канонов и дельной жестокости
той же мусульманской религии. Я ему о свободном демократическом обществе, а
он о страхе, правящем человеком...
Тема спора появилась неслучайно: за два часа до этого я сидела в актовом зале
Свято-Духова монастыря и внимала пламенным речам диакона Андрея Кураева, известного
проповедника, научного сотрудника МГУ, сподвижника многих рок-фестивалей и просто
стремящегося ко всеобщему благу человека. На мой взгляд, Кураев является чем-то
вроде собирательного образа российского духовенства, приближенного к человеку,
а не отдаленного к Богу. Как сам он без стеснений заявил: «Мое мнение кое-что
да значит».
О чем вопрошала интеллигенция
В монастыре диакон читал лекцию. Она была назначена на 18.30, чтобы все желающие
успели добраться на нее после работы. Днем им же была прочитана лекция и в педуниверситете.
Желающих было столь много, что некоторые два часа смиренно стояли за неимением
мест. Подобная лекция в политехе сорвалась по техническим причинам.
Кого только в зале не было! Профессора, деканы факультетов, набожные бабушки
с авоськами и металлисты в «косухах», много учителей. Словом, присутствовали
те люди, кого Андрей Кураев назвал «городской интеллигенцией».
Главной задачей русского духовенства сейчас является создание истинно православного
государства. Факты же таковы: лишь 3% всех семей России можно назвать православными.
Для «агитации» за православную культуру в перечень школьных предметов хотят
ввести «Культурологию», предмет, отличающийся от «Закона Божьего» в православных
школах тем, что о религии планируется рассказывать не изнутри, а как бы со стороны.
– Как бы ни было сложно батюшке-преподавателю говорить не «наша», а «их» религия,
– рассуждает Кураев, – но это единственный выход из ситуации. Иначе все это
будет считаться внушением и воздействием на психику детей. Вводить предмет на
факультативном уровне смысла нет хотя бы потому, что эти уроки будут посещать
как раз дети тех 3% православных семей, а им и так все нужное объяснят родители.
С культурологией все тоже непросто. Во-первых, нужно доказать родителям, что
это необходимо их детям, а во-вторых, надо предусмотреть и то, что в России
много учеников разных национальностей, которым изучать этот предмет покажется
ненужным.
Православные дискотеки
Желающих задать вопросы в зале было пруд пруди! Однако самой шустрой оказалась
молодежь. На вопрос о том, что в этом году, по его мнению, было достигнуто в
области молодежного православия, Кураев рассказал:
– Во-первых, один из подмосковных батюшек выполнил давнюю мою мечту и освятил
праздник святого Валентина, то есть сделал его доступным православной молодежи.
Я считаю, что это немалое достижение…
– Идея моя насчет православных дискотек накрылась медным тазом, потому что меня
не поняли. Православная дискотека – это танцы не в холле храма и не под церковную
музыку, как поняли меня многие коллеги, а полноценная дискотека, где обеспечивается
спокойный отдых детей без алкоголя, наркотиков и разврата. Увы, мало кто меня
в этом начинании поддержал... Через неделю я еду в Киев, где будет устроен большой
рок-фестиваль с участием Шевчука. Приурочен он к юбилею Крещения Руси. Надо
отдать должное организаторам и участникам действа – молодежь любит такие мероприятия.
– Расскажите, что вам дает общение с рок-музыкантами Кинчевым и Шевчуком?
– Вопрос, на который сложно ответить… Наверное, это общение – лекарство, позволяющее
прежде всего оставаться человеком, лекарство, помогающее не раствориться в имидже
церковного деятеля, не уйти от людей.
Разговор метался из темы в тему: про новое решение архиепископа Филиппа крестить
таблетки, доставляя людям духовную и моральную поддержку; про виновность учителей
в суициде их учеников...
«Иди же, человек, – научись…» – призывал Андрей Кураев сидящих в зале. Научись
у природы – спокойствию, у деревьев – терпению. И один в поле воин – не значит,
что нужно взять палку и идти воевать со всем миром. Надо искать свою дорогу.
Дорогу к своему Богу…
Анна АЛФЕРОВА
Опубликовано: 2008-03-27
|