Невыносимая легкость бытия, или light life
Е ще недавно люди читали толстые книги, пили нормальное молоко, курили трубку
и не искали легких путей. Сейчас почти все пьют колу и курят сигареты, и первое,
и второе – «лайт». Мы даже вред своему организму пытаемся причинить не в полном
объеме, а как бы слегка. Хотя на самом деле просто обманываем сами себя...
Вместе с пришедшей из Америки моды на легкие продукты питания (light food)
и соответственно новой культурой питания появилась мода на легкий стиль жизни.
Идти по жизни смеясь, не заморачиваясь, хрустя сухариками «лайт»… В Европе уже
давно в ходу «легкие» продукты: среди прочих – хлеб, разнообразные джемы, твердые
сыры, плавленые сырки, паштеты и даже колбасы. Существуют низкокалорийные варианты
молочных продуктов, десертов и даже вафель и пирожных. При этом в Европе продукты
light в основном покупают чуть располневшие женщины «за 30», с уровнем образования
и заработка несколько выше среднего. Они готовы заплатить дороже и заставить
себя питаться такими продуктами, даже если они не так уж вкусны. В Волгограде
пока балуются обычными продуктами в их «облегченных версиях». Но мода на худобу
и летящую походку так активно пропагандируется, что скоро в магазинах нельзя
будет найти настоящее сливочное масло...
Недоеда
Легкие продукты «работают» по принципу включения: съедая продукт, мы бессознательно
присваиваем себе его свойства и ожидаем стать стройнее. Ученые же в результате
проведенных исследований дали определение, какие продукты могут называться легкими.
Это лишь те, калорийность или содержание жира, сахара, алкоголя в которых снижены
на 33 процента. Словосочетания «легкое масло», «легкий майонез» означают, что
часть компонентов животного происхождения в этом продукте заменена на растительные.
Потребителю это позволяет думать, что продукт «низкохолестериновый», а производителю
– существенно снизить себестоимость этого продукта. В «легком» масле ниже содержание
жира – до 20–40% вместо 80%.
Между тем такой показатель, как процент жирности, может оказаться обманчивым,
потому что «жирность» – понятие не абсолютное, а относительное. Например, на
упаковке сыра указана пугающая цифра «80% жирности» – он автоматически попадает
в список слишком жирных продуктов. Но если быть внимательнее, мы обнаружим уточняющее
«по отношению к сухому веществу». А там, где указывается процентное содержание
жиров, белков и углеводов в 100 г продукта, фигурирует «40 г жира». То есть
фактически этот продукт 40-процентной жирности не более жирный, чем иные виды
твердых сыров. Разумнее ориентироваться на показатель калорийности. К примеру,
100 г сметаны 15-процентной жирности содержит примерно 170 ккал. Классический
майонез – 650 ккал, а низкокалорийный – 480 ккал. Логично, что лучше просто
выбрать сметану. Такой вот простой бытовой лайт-выбор...
Баночка колы light содержит 1 калорию (или, как утверждают производители, «приблизительно
0 калорий»), а баночка обычной – 148. Фишка в том, что, если пить напитки с
маркировкой light изредка, разница в калорийности не окажет существенного влияния
на фигуру. Но при регулярном употреблении они могут вызвать привыкание к сладкому.
И усилить тягу к десертам, напиткам с добавлением сахара – будь то даже чай
или кофе. Но и эта лайт-иллюзия кажется безобидной по сравнению с «легкими»
сигаретами.
Околосигареты
Безвредных табачных изделий не существует! В этом состоит их принципиальное
отличие от любых других товаров, предназначенных для потребления людьми.
Вредных веществ во вдыхаемом дыме очень много. В первую очередь принято сравнивать
показатели содержания смол и никотина, которые по новому закону производители
обязаны указывать на пачке. Однако здесь таится ловушка: не стоит думать, что
если вы курили сигареты, на которых написано «10 мг смолы», и перешли на какой-нибудь
«суперлайт 1 мг», вы будете получать в 10 раз меньше вредных веществ и сократите
вред своему здоровью в 10 раз. Да, табачная индустрия пытается поддерживать
такое мнение, но исследования давно доказали, что это не так. Переходя на облегченные
сигареты, курильщики увеличивают количество выкуренных сигарет, объем затяжек,
делают это чаще и сильнее, а также блокируют отверстия в фильтре, что приводит
к увеличению полученной дозы никотина и смолы.
Понятно, производителям выгодно стимулировать переход на «легкие» сигареты:
они стоят дороже, и курильщик выкуривает их большее количество. Что еще важнее
для табачной промышленности – из-за легких сигарет, обманув собственную совесть
и рассудок, многие курильщики не бросают курить. В недавно рассекреченном документе
1971 года корпорации «Бритиш Америкен Тобакко» открыто говорится: «...Вопрос
о том, являются ли такие сигареты на самом деле менее опасными, не имеет никакого
значения».
Странно и страшно от того, что сегодня приветствуется легкое чтиво, ненапряжный
спорт, ни к чему не обязывающие отношения. Все либо полу-, либо недо-… Как бы
не ополовинились в конец, не опустели…
Алена ПРОКУЛАТОВА
Опубликовано: 2008-03-27
|