«АГАТА КРИСТИ»:
О, декаданс...
14 марта во Дворце спорта играли мрачные братья Самойловы. За порцией светлого
отчаяния пришли 1,5 тысячи человек. Среди них было очень много людей обычных
– без черных балахонов, без хаеров да и вообще безо всяких претензий на неординарность.
Смотрел я на них и не мог понять, почему им так нравится «целовать грязь» и
«играть в декаданс»? И как вообще такой негативный (в лучшем смысле этого слова)
проект мог стать таким популярным? Ведь песни «Агаты» не для средних умов и
уж точно не для людей нормальных. Они источают зловоние склепов и тонкий аромат
марихуаны – «вино, гашиш, Стамбул и Париж». Они дышат смертью. Тем и привлекательны,
и очаровательны.
«Агата Кристи» всегда держалась особняком на рок-сцене. Да и «русской» их музыку
назвать нельзя – традиция там до мозга костей европейская. Меланхоличность западного
образца (а-ля The Cure, Depeche mode), увлечение немецкой культурой (использование
соответствующих аллюзий и лексики – «Майн кайф», «Коварство и любовь» и др.),
натуралистичное живописание декаданса – все пронизано шпенглеровским предчувствием
«заката Европы».
На концерте во Дворце спорта «Агата» потчевала публику проверенными хитами –
«Вольно!», «Секрет!», «Веселый мир», «Нисхождение», «Трансильвания», «Вива,
Кальман!». Публика реагировала очень тепло! Вадим Самойлов отвечал ей взаимностью,
однако видно было, что его расстроила незаполненность зала. Но это не удивительно
– пик популярности коллектива пришелся на 96-й год. Тогда они явили миру «Опиум»
и ввели в экстаз пол-России. Сейчас рейтинги «Агаты» упали. Но это не значит,
что творчество группы стало хуже и что у группы не осталось поклонников. Концерт
получился бомбовский! Лично меня порадовали «Ты и я», «Вечная любовь» и «Два
корабля» – очень глубокие в текстовом плане вещи.
Попадание «Агаты Кристи» в чарты связано с социальными процессами – раз аудитории
нравятся песни про смерть и разрушение, значит, что-то серьезное происходит
у людей в головах. Середина 90-х – апофеоз безвременья, потеря ориентиров. Слабенький
голосок сердца прорывается сквозь холодные стены и убеждает: «Ау! Так жить нельзя!
Вы же перегрызете друг друга!». Но разум побеждает – человек не берет на себя
смелость превратиться обратно в человека...
И где-то в подсознании возникает мысль о смерти как о единственно возможном
спасении. У «Агаты» этот посыл ярко обозначен. И второй момент: люди потеряли
ценностные ориентиры и считают смыслом жизни поиск наслаждений. Это – примета
декаданса. Так многие и сгорают в пламени страстей. «А тем, кто сам добровольно
падает в Ад, глупые ангелы не причинят никакого вреда. Никогда».
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2008-03-20
|