Роман Трахтенберг: мат не должны слышать дети!
Как в любой области есть
свои суперспециалисты, так и в мате, на мой взгляд, есть один эксперт с говорящей фамилией Трахтенберг. По долгу службы мне довелось с ним работать. Оказался очень обходительным, тактичным человеком! Мата от него не слышала, но поговорили о нем с удовольствием.
– Как относишься к великому и могучему?
– А что к нему относиться, если он – часть русской культуры, от него просто никуда не денешься. В конце концов, на 85% русский фольклор – матерный. Я говорю это как человек, защитивший в свое время диссертацию на тему «Возрождение традиционных форм досуга путем использования русского фольклора» (если проще – «Ненормативная лексика в русском фольклоре со сцены ночного клуба»).
– Придерживаешься ли стереотипа о том, что матерящаяся девушка – это хуже, чем мужское сквернословие?
– Я похож на человека, ориентирующегося на стереотипы? Вроде нет. Само собой, что ненормативная лексика из уст девушки – это очень плохо. Но практически все женщины, окружающие меня, матерятся. Что интересно, в особенности – актрисы, врачи, учителя – представительницы гуманитарных специальностей. А как матерится Надежда Бабкина! Разница всего-навсего в том, что дамы не матерятся публично, а делают это в своих компаниях. Я однажды услышал, о чем они и как говорят, – обалдел! Даже для меня с моим амплуа было слишком.
– К слову об амплуа. Каково тебе в нем?
– Из меня все время делают какого-то монстра. И это при том, что, работая на телевидении, никогда не позволял себе употреблять мат, выступая же на радио, всегда заменяю эти слова такими синонимами, как «звезда», «прибор» и тому подобное. Было бы, конечно, здорово все нехорошие слова замещать. Но если эти самые замены использовать вместо неприличных слов – они сами скоро станут неприличными. Замкнутый круг, однако...
Наверное, про фамилию сейчас спросишь? Моя. Настоящая. Просто в конце 80-х в Россию пришли американские фильмы с их «факами», что перевели, разумеется, определенным образом. Тогда моя заурядная еврейская фамилия и приобрела какой-то фривольный флер. Между прочим, в Москве живет еще почти двести Трахтенбергов.
– Посоветуешь, как бороться с матом?
– Разочарую, видимо, но с ним бороться бесполезно. Это явление неподконтрольное, ибо андеграундное. Даже самые рафинированные интеллигенты всегда смеялись, смеются и будут смеяться над матерными анекдотами. А вот запретить материться в общественных местах, в СМИ – это другое дело, я только за! Мат не должны слышать дети!!! Короче, понимать надо, что где уместно, что хорошо, что плохо и кто это хочет слышать...
Шейла БАКИНСКАЯ
Опубликовано: 2008-03-13
|