Дети с планеты Одаренность
Мероприятие открыл проректор ВолГУ Игорь Олегович Тюменцев, который поделился с собравшимися важной информацией. Например, о том, что в этом году университет принимает результаты ЕГЭ по всем предметам.
Самое главное на таких важных, даже судьбоносных «битвах ума» – не нервничать, не отчаиваться и, конечно, не лениться! Дорогу осилит идущий. А для чего школьники стремятся победить?
Дмитрий Тарасов, школа № 1, город Фролово, немецкий язык: «На олимпиаде надеюсь познакомиться с новыми людьми, встретить старых друзей, ну и, конечно, добиться хороших результатов, потому что они дают льготы при поступлении».
Дмитрий Запевалов, гимназия № 11, история: «Хочу узнать свои силы, проверить, насколько я эрудирован в истории родной страны. Я поступаю в политех, так что олимпиада не даст мне никаких льгот – это личная инициатива…»
Анна Никодимова, школа
№ 20, французский язык: «Ожидаю новых эмоций, впечатлений. Для меня это еще одно приключение, которое стоит того, чтобы его пройти! Кроме того, хотелось бы обойти ЕГЭ и получить пятерку по предмету! Но каковы бы ни оказались мои результаты, пройденное соревнование поможет мне понять, чего я стою!»
Елена Котрунова, школа № 49, право: «Я сейчас в десятом классе, поэтому хочу получить опыт, чтобы в следующем году проще было справиться с волнением. Я собираюсь связать свою жизнь с юриспруденцией, и олимпиада поможет мне узнать свою готовность к поступлению, выявить недостатки в знаниях, чтобы потом исправить их!»
Светлана Крыжанкова, школа № 20, французский язык: «Хочу поступить в ВолГУ на экономику, кроме того, мне очень нравится французский язык. Конечно, буду стремиться победить, чтобы не сдавать ЕГЭ по французскому языку!»
Екатерина Айвазова, гимназия № 9, литература: «От олимпиады жду знаний, знакомств и новых впечатлений. Никто не знает, каковы его силы, до тех пор, пока не попробует их применить! Олимпиада, помимо всего, прекрасный способ самоутвердиться!»
Лена Алихина, школа № 20, французский язык: «В прошлом году я заняла на областной олимпиаде третье место. Ожидаю всего самого лучшего – достойной борьбы, сложных заданий!»
Интересно, трудно ли воспитывать гениев? Помогает ли развитию личности школьная система образования? И могут ли победить люди, не имеющие достаточного уровня знаний? На эти вопросы нам ответили учителя гуманитарного и технического профиля.
Ольга Леоновна Ващенко, учитель биологии: «Я считаю, что мешает прежде всего неразумность требований. Учитель сам должен понять, что действительно нужно детям. Зачем зубрить огромные формулы, если не сможешь применить их на практике? Зачем учить справочные данные, если всегда можно заглянуть в учебник? Зубрежка не даст детям хороших знаний. Еще одна причина состоит в том, что учебники, стандарты и вопросы к ЕГЭ создаются разными людьми. Как можно воспитать ребенка, если не знаешь, что ему нужно? Насчет честности проводимых олимпиад есть много мнений. Но что касается биологии – тут все правильно! В прошлом году в педуниверситете задания открывались прямо перед началом олимпиады! В этом году первое место по биологии занял Илья Паленко, по экологии – Ольга Кириенко. Это мои ученики, и за их честность можно поручиться! Проблема состоит в другом – дети с олимпиады должны уезжать с дипломом. Это значит, что будет несколько призовых мест. Но такого нет, и многие по-настоящему сильные дети не могут проявить себя! Что значит разница менее чем в полбалла? Случайность… »
Людмила Павловна Кондратьева, учитель русского и литературы: «Современная система образования привела к тому, что мы не даем глубоких знаний, – для этого просто нет времени. Материал ученики должны разбирать самостоятельно, но ведь не у всех есть нужные книги, ориентации в предмете, наконец, сила воли, чтобы заставить себя самостоятельно позаниматься. А олимпиады сейчас стали более либеральными, и учителя стараются защитить честь не своего ребенка, а района, зоны. Найти по-настоящему умных людей, независимо от школы, в которой они учатся!»
Тамара Анатольевна Лепехина, учитель математики: «Самое главное – это хороший учитель. В любом классе можно найти детей, которые хорошо работают и знают предмет. Если отработан материал, есть понимание темы, то ребята смогут с успехом выступить на олимпиаде! По поводу «случайных» победителей могу сказать, что с такими случаями я не сталкивалась. Все происходит честно, и ребята, которые ставят перед собой реальные цели, добиваются их! Те ученики, которые занимают места, показывают свой уровень и на следующих этапах. Кроме того, существуют открытые олимпиады, с помощью которых на областную олимпиаду может пройти больше людей».
Юрий Васильевич Лепехин, учитель информатики: «В самой системе недостатков нет. Наоборот, школы позволили ученикам самим выбирать направление: элективные курсы, профильные школы, лицеи и гимназии открыты для желающих. На элективные курсы, например, можно ходить даже в другую школу! Было бы желание! Тормозят обучение субъективные факторы: отсутствие молодых учителей, недостаток трудолюбия и неспособность выбрать свой путь. Олимпиада – это соревнование, и то, что ты победил в этом году, еще не значит, что добьешься таких же результатов в следующем, – удержать место труднее, чем его получить! Мои ученики Сергей Хорошев, Дмитрий Карпов, Вадим Коконков в этом году получили призовые места и доказали свои знания. Думаю, что подвохов в проведении олимпиады нет. Я был членом жюри, каждый проверял только одно задание, самые лучшие работы проверялись вместе. Конечно, как и всякое дело, где участвует живой фактор, олимпиады не застрахованы от вмешательств. Критерием объективности, пожалуй, служит ЕГЭ, те, кто занимает места на олимпиадах, обычно получают высокие баллы. В новой системе ЕГЭ роль олимпиад возрастет. Появятся вузовские олимпиады с предоставлением права зачисления на нужный факультет».
Глядишь на этих ребят – и веришь, что все у них впереди. То, что они лучшие, они уже доказали на этой олимпиаде. А государство, конечно, будет поддерживать таких пытливых, увлеченных людей. Ведь за ними наше будущее!
Дина УСКОВА
Опубликовано: 2008-03-13
|